Авторы
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация
В статье представлены теоретико-методологические основания использования мнемонических техник для развития лексических навыков при изучении иностранного языка. Автор систематизирует ключевые подходы в педагогике, психологии и психофизиологии к формированию лексических навыков и мнемонике. В статье кратко представлен исторический обзор основных этапов развития мнемотехники с античности до современности. Отдельно охарактеризован этап научного подхода к изучению мнемотехники. Методический аспект использования мнемотехник в учебном процессе анализируется с учетом реалий современного российского образования. При этом автор характеризует методический прием оптимального развития лексических способностей у учащегося посредством мнемотехник – подобное упражнение памяти делает ее более восприимчивой благодаря оперированию особым образом структурированным учебным материалом, установлению межпонятийных связей и категориальных взаимоотношений. Актуальность обсуждаемой проблемы обосновывается отсутствием единой системы валидных связей практических мнемонических приемов с теоретическими положениями о структуре и функционировании памяти. Целью исследования является выявление оптимальной совокупности методических условий, обусловливающих улучшение учебных результатов при использовании мнемотехник на уроках иностранного языка в старших классах.
Список литературы
1.
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Izd. Leningradskogo universiteta, 1968.
2.
2. Барановская Юлия Владимировна, Швайликова Ольга Евгеньевна. (2018). Использование мнемотехнических приёмов в обучении иноязычной лексике // Евразийский научный журнал, №7.
3.
3. Васильева Виктория Олеговна. (2023). К вопросу о применении мнемотехнических методов как способа фасилитации формирования лексических навыков на иностранном языке // Современное педагогическое образование.
4.
4. Выготский Л. С. (2014). Мышление и речь. – Directmedia.
5.
5. Тимирова Карина Дунядаровна. (2023). МНЕМОТЕХНИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Вестник Московской международной академии. №1.
6.
6. Костенко С.В. (2023). Развитие мнемических способностей школьников при изучении иностранного языка посредством авторских компьютерных игр.
7.
7. Лурия А. Р. (1968). Маленькая книжка о большой памяти. – М. – Т. 5152230.
8.
8. Ляудис В.Я. (1976). Память в процессе развития. — М.
9.
9. Мамиева И. Э. (2002). Мнемотехнические приемы работы с лексикой на занятиях по русскому языку как иностранному.
10.
10. Матюгин И. ю, Рыбникова И. К. (1996). Методы развития памяти, образного мышления и воображения. — Волгоград: Эйдос.
11.
11. Мишонкова Н.А. ИННОВАЦИОННЫЕ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ: РАСШИРЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА И УСВОЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2023. №1.
12.
12. Панина Елена Юрьевна, Пахолкова Тамара Александровна. (2014). Мнемотехника в обучении лексической стороне речи старшеклассников // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков.
13.
13. Ревина Е.В. (2017). Использование мнемотехники при изучении иностранного языка //Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. С. 91-92
14.
14. Сергеева Е.Ю. (2021). ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ «МНЕМОТЕХНИКА» В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Инновационная наука. №7.
15.
15. Стахович А. В. (2021). Использование приёмов мнемотехники в обучении иностранным языкам //StudArctic Forum. – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Петрозаводский государственный университет», – Т. 4. – №. 24. – С. 16-23.
16.
16. Титлин Л. И. (2017). Искусство памяти // Vox. Философский журнал. №23.
17.
17. Тихоненко М.А., Лазинина Е.В. (2018). Мнемоника в рамках иностранного (английского) языка // Перспективы науки и образования. № 5 (35). С. 179- 186. http://dx.doi.org/10.32744/pse.2018.5.20
18.
18. Федотова, Т. Н. (2020). Развитие связной речи через использование приемов мнемотехники / Т. Н. Федотова // Педагогическая наука и практика. – № 4(30). – С. 86-88. – EDN MHIETC.
19.
19. Черемошкина Л. В. (2009). Психология памяти.
20.
20. Шадриков В. Д., Черемошкина Л. В. (1990). Мнемические способности: развитие и диагностика. – Общество с ограниченной ответственностью Педагогика.
21.
21. Atkinson R. C., Shiffrin R. M. (1968). Human memory: A proposed system and its control processes. In: K. W. Sponce and J. T. Spence (eds.), The Psychology of Learning and Motivation: Advances in Research and Theory (Vol. 2), New York, Academic Press. http://dx.doi.org/10.1016/s0079-7421(08)60422-3
22.
22. Higbee K. L. (1979). Recent research on visual mnemonics: Historical roots and educational fruits //Review of Educational Research. – Т. 49. – №. 4. – С. 611-629.
23.
23. Higbee, K. L. (1976). Can young children use mnemonics? Psychological Reports, 38. https://doi.org/10.2466/pr0.1976.38.1.18
24.
24. Morris, P. (1977). Practical strategies for human learning and remembering. In M. Howe (Ed.), Adult learning: Psychological research and applications. London: Wiley & Sons. https://doi.org/10.1007/978-1-4612-4676-3_19
25.
25. Murre J. M. J., Dros J. (2015). Replication and analysis of Ebbinghaus’ forgetting curve //PloS one. – Т. 10. – №. 7. – С. e0120644. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0120644
26.
26. Yates F. A. (2013). Art of memory. – Routledge.