Главная Выпуски 18 (1-1)

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ УЧЕБНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ (ОРУДИЯ) НА ОСНОВЕ РЕКОНСТРУКЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОПИСАНИЯ ОПЕРАЦИЙ (ДЕЙСТВИЙ)

Теория и практика обучения и воспитания , УДК: 37.013 DOI: 10.25688/2076-9121.2024.18.1-1.07

Авторы

  • Адамский Александр Изотович кандидат педагогических наук
  • Подболотова Марина Ивановна кандидат педагогических наук
  • Устюгова Ольга Борисовна
  • Колачев Никита Игоревич кандидат психологических наук

Аннотация

Анализ подходов к определению сущности педагогической деятельности, изучение практик и реконструкция деятельности учителей Москвы и других субъектов Российской Федерации, использующих в своей деятельности высокотехнологические учебные инструменты (орудия), позволяют говорить об очевидности и необходимости построения деятельности учителя с позиций, определяемых в первую очередь изменением социокультурной ситуации развития современного общества и трансформацией сферы образовательной деятельности, характеризующейся стремительным развитием технологий и педагогических инноваций. В связи с этим задача данной статьи состоит в том, чтобы на основе оценки динамики и характера соответствующих процессов, представленных в массиве публикаций и данных проведенных исследований, реконструировать деятельность, описать отдельные операции (способы действия) учителя и построить многоаспектную модель деятельности учителей, использующих в своей практике высокотехнологичные учебные инструменты (орудия). В статье представлена и описана модель деятельности учителя как рамочная конструкция, отражающая взаимосвязь и взаимообусловленность орудийных, предметных и социальных аспектов его деятельности в логике единства осуществления учебно-воспитательного процесса и внутренней связки действия, опосредованного использованием высокотехнологичных инструментов (орудий, средств) в проекции: операция (способ) – смысл действия – взаимодействие. Реконструкции деятельности и описание операций (способов действий) учителей, использующих высокотехнологичные орудия (средства), согласно предложенной нами модели деятельности, позволила определить обобщенный алгоритм деятельности учителя, использующего в своей деятельности высокотехнологичные учебные инструменты.

Как ссылаться

Адамский, А. И., Подболотова, М. И., Устюгова, О. Б. & Колачев, Н. И. (2024). РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ УЧЕБНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ (ОРУДИЯ) НА ОСНОВЕ РЕКОНСТРУКЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОПИСАНИЯ ОПЕРАЦИЙ (ДЕЙСТВИЙ) Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 18 (1-1), 140. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2024.18.1-1.07
Список литературы
1. 1. Юшков, А. Н., и Аграмакова, О. В. (2020). Проекты и исследования для развития научных и инженерных умений. Образовательная политика, (S5), 25–33.
2. 2. Сергоманов, П. А., и Бысик, Н. В. (2022). Учительские практики: исследования и их платформизация в цифровую эпоху. Образовательная политика, 1(89), 54–65.
3. 3. Susanne, W., & Niklas, G. (2022). Transferring makerspace activities to the classroom: a tension between two learning cultures. International Journal of Technology and Design Education, 33, 1755–1772. https://doi.org/10.1007/s10798-022-09799-2
4. 4. Dhir, H. (2021). Handbook of Research on Barriers for Teaching 21st-Century Competencies and the Impact of Digitalization. IGI Global. 468 p. https://doi.org/10.4018/978-1-7998-6967-2
5. 5. Ng, W. (2020). New digital technology in education: Conceptualizing professional learning for educators. 226 p. Journal of Foreign Language Education and Technology, 5(1). http://orcid.org/0000-0002-5309-7470
6. 6. Singh, M., Bangay, S., Grossek, H., & Sajjanhar, A. (2023). Forest Classroom: A Case Study of Educational Augmented Reality Design to Facilitate Classroom Engagement. Multimodal Technologies and Interaction, 7(5), art. 46. https://doi.org/10.3390/mti7050046
7. 7. Каменская, В. Г., и Томанов, Л. В. (2022). Цифровые технологии и их влияние на социальные и психологические характеристики детей и подростков. Экспериментальная психология, 15(1), 139–159.
8. 8. Авдеева, С. М., Уваров, А. Ю., и Тарасова, К. В. (2022). Цифровая трансформация школ и информационно-коммуникационная компетентность учащихся. Вопросы образования (Educational Studies Moscow), (1), 218–240.
9. 9. Barzilai, S., Mor-Hagani, S., Abed, F., Tal-Savir, D., Goldik, N., Talmon, I., & Davidow, O. (2023, September). Misinformation Is Contagious: Middle school students learn how to evaluate and share information responsibly through a digital game. Computers and Education, 202, art. 104832. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2023.104832
10. 10. Holyfield Chr., & Lorah, E. (2022). Effects of High-tech Versus Low-tech AAC on Indices of Happiness for School-aged Children with Multiple Disabilities. Journal of Developmental and Physical Disabilities. Published by Springer Nature, 35(1), 1–17. https://doi.org/10.1007/s10882-022-09858-5
11. 11. Спасский, Б. А. (2020). Экскурсии и тематические лекции на высокотехнологичных предприятиях как важные составляющие профессионального самоопределения и дополнительного образования учащейся молодёжи. Инновации, 11(265),89–94.
12. 12. Блинников, Д. М. (2022). Роль образовательных центров «Точка роста» при изучении предмета «Физика». Вопросы педагогики, 4(1), 46–49.
13. 13. Лейман, О. Н., и Касаткина, И. Г. (2022). Использование цифровой лаборатории для повышения компетенций учащихся по химии. Глобальный научный потенциал, 12(141), 125–128.
14. 14. Харунжева, Е. В., Шалагинова, Н. В., Кузьмина, М. В., и Кобелева, Г. А. (2020). Практика командной работы в цифровой школе по разработке «умного» мобильного приложения. Перспективы науки и образования, 2(44), 389–404.
15. 15. Liston, M., Morrin, A. M., Furlong, T., & Griffin, L. (2022). Integrating Data Science and the Internet of Things Into Science, Technology, Engineering, Arts, and Mathematics Education Through the Use of New and Emerging Technologies. Frontiers in Education, 7(3), art. 757866. https://doi.org/10.3389/feduc.2022.757866
16. 16. Pivarníková, V., & Trojan, J. (2023). Adaptation of QGIS tools in high school geography education. Int. Arch. Photogramm. Remote Sens. Spatial Inf. Sci., XLVIII-4/W7-2023, 161–168, https://doi.org/10.5194/isprs-archives-XLVIII-4-W7-2023-161-2023
17. 17. Serpe, A. (2023). Digital Tools to Enhance Interdisciplinary Mathematics Teaching. In: Fulantelli, G., Burgos, D., Casalino, G., Cimitile, M., Lo Bosco, G., & Taibi, D. (Eds.). Higher Education Learning Methodologies and Technologies Online. HELMeTO 2022. Communications in Computer and Information Science, vol. 1779. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-031-29800-4_16
18. 18. Кокорин, А. Н., Александрова, О. В., и Гудовский, И. В. (2022). О проблеме формирования исследовательских компетенций школьников. Проблемы современного педагогического образования, 76-4, 161–164.
19. 19. Побокин, П. А., и Селиванов, В. В. (2022). Роль виртуальной реальности в формировании математических знаний и рефлексии у школьников. Экспериментальная психология, 15(2), 37–48.
20. 20. Пудовкина, О. Е., Щербаков, Е. С., и Симонов, А. В. (2023). Развитие интеллектуальных качеств обучающихся на основе формирования цифровой экосистемы STEM-образования в условиях индустрии 4.0. Научно-методический электронный журнал «Концепт», (3), 91–108.
21. 21. Southgate, E. (2020). Virtual reality in curriculum and pedagogy: Evidence from secondary classrooms. 148 p. https://doi.org/10.4324/9780429291982
22. 22. Ojeda-Misses, M. A. (2023). Development of an Interactive Mobile Robot for Playful Learning and Language Teaching. IEEE Revista Iberoamericana de Tecnologias del Aprendizaje, 18(1), 114–122. https://doi.org/10.1109/RITA.2023.3250582
23. 23. Karelkhan, N., Ibrayeva, P., & Karilkhan, N. (2023). Orta mektepte STREAM tehnologiiasymen oqytuda Scratch ortasyndagy mBlock bagdarlamasyn qoldanudyn erekshelіkterі [Features of Using the mBlock Program in the Scratch Environment in Teaching with STREAM Technology in High School]. Iasaui universitetіnіn habarshysy, 2(128), 314–328. https://doi.org/10.47526/2023-2/2664-0686.25
24. 24. Ocaña, J. M., Morales-Urrutia, E. K., Pérez-Marín, D., & Pizarro, C. (2023). About Gamifying an Emotional Learning Companion to Teach Programming to Primary Education Students. Simulation and Gaming, 54(7), art. 104687812311750. https://doi.org/10.1177/10468781231175013
25. 25. Vázquez-Cano, E., Quicios-García, M.-P., Fombona, J., & Rodríguez-Arce, J. (2023). Latent factors on the design and adoption of gamified apps in primary education. Education and Information Technologies, (25), 1–31. https://doi.org/10.1007/с10639-023-11797-3
26. 26. Ларина, Г. С., и Капуза, А. В. (2020). Когнитивные процессы в преподавании: связь с достижениями учащихся в математике. Вопросы образования (Educational Studies Moscow), (1), 70–96.
27. 27. Баранов, А. В., и Петров, Н. Ю (2022). Технологии BYOD («Bring Your Own Device») в элективном курсе физики для инженерных классов. Педагогика. Вопросы теории и практики, 7(6), 588–595.
28. 28. Лебедева, М. Ю. (2022). Стратегии работы с цифровым текстом для решения учебных читательских задач: исследование методом вербальных протоколов. Вопросы образования (Educational Studies Moscow), (1), 244–270.
29. 29. Messmann, G., & Mulder, R. H. (2012). Development of a measurement instrument for innovative work behaviour as a dynamic and context-bound construct. Human Resource Development International, 15(1), 43–59. https://doi.org/10.1080/13678868.2011.646894
30. 30. Engström, Y. (1987). Learning by expanding: An activitytheo retical approach to developmental research. Helsinki: Finland Orienta-Konsultit.
31. 31. Корепанова, И. А., и Виноградова, Е. М. (2006). Концепция И. Энгестрёма — вариант прочтения теории деятельности А. Н. Леонтьева. Культурно-историческая психология, 2(4), 74–78.
Скачать файл .pdf 612.36 кб