Авторы
- Нехорошева Елена Владимировна кандидат педагогических наук
- Миронова Анастасия Валерьевна
Аннотация
Наличие курсов по выбору в вузовском образовании предоставляет возможность для самореализации, расширения кругозора и углубления знаний в соответствии с интересами и проблемами студентов. На данный момент накоплено достаточно обширное количество теоретической литературы, демонстрирующей особенности выбора учебных курсов в высших учебных заведениях. Однако выбор элективных модулей имеет свои особенности в каждом вузе, инфраструктура выбора также отличается, а изучение отечественного опыта в этих условиях имеет свою высокую актуальность. Выбор элективных модулей — ситуация, с которой ежегодно сталкиваются студенты МГПУ. Данная статья направлена на раскрытие особенностей выбора студентами элективных модулей, изучение факторов и затруднений, с которыми можно столкнуться в этом процессе, предложений по улучшению системы выбора элективных модулей. Исследование мотивов выбора элективных модулей было проведено посредством опроса студентов-бакалавров 1–3-х курсов учебных институтов МГПУ. Итоговое количество заполненных анкет составило 821. По результатам опроса описана структура факторов выбора элективных модулей; дана
субъективная оценка их значимости для профессионального и личностного развития; выявлены затруднения студентов в принятии рациональных решений при выборе модулей, а также проведена предварительная оценка восприятия и полезности существующей в университете рекомендательной системы. Представленные в статье материалы позволяют оценить процесс выбора элективных модулей и рассмотреть практические предложения по его изменению с тем, чтобы он стал более равным, осознанным и целесообразным.
Как ссылаться
Нехорошева, Е. В. & Миронова, А. В. (2024). НАИЛУЧШЕЕ ИЗ ВОЗМОЖНОГО: МОТИВЫ И ЗАТРУДНЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ВЫБОРЕ ЭЛЕКТИВНЫХ МОДУЛЕЙ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 18 (1-2), 93. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2024.18.1-2.13
Список литературы
1.
1. Iatrellis, O., Kameas, A., & Fitsilis, P. (2017). Academic advising systems: A systematic literature review of empirical evidence. Education Sciences, 7(4), art. 90. https://doi.org/10.3390/educsci7040090
2.
2. Dogan, M. (2020). University students’ expectations about the elective music course. Eurasian Journal of Educational Research, (87), 179–198. https://doi.org/10.14689/ejer.2020.87.9
3.
3. Gulum, O., Ataman, G. O., & Paradiz, G. (2022). Factors Affecting the Course Choices of Students Who Took the Elective Course of Music Culture. International Online Journal of Educational Sciences, 14(1), 265–278. https://iojes.net/?mod=makale_tr_ozet&-makale_id=54909
4.
4. Jain, V., & Jain, P. (2018). Affect vs cognition as antecedents of selection behaviour of elective courses using fsQCA. Journal of Applied Research in Higher Education, 10(4), 443–455. https://doi.org/10.1108/JARHE-12-2017-0164
5.
5. Yao, Z. M., Vongchalitkul, B., Rungrueng, P., So-in, R., & Chen, W. (2023). The Influencing Factors of College Students’ intention in selecting Elective Courses. International Journal of Development Administration Reasearch, 6(1), 16–30. https://so02.tci-thaijo.org/index.php/ijdar/article/view/263773
6.
6. Hedges, M. R., Pacheco, G. A., & Webber, D. J. (2014). What determines students’ choices of elective modules? International Review of Economics Education, 17, 39–54. https://doi.org/10.1016/j.iree.2014.05.003
7.
7. Foli, S., & Baidoo, I. K. (2020). Factors that Students Consider when Selecting their Electives: Discrete Choice Experiment. International Journal of Research and Innovation in Applied Science (IJRIAS), V(V), 8–11. https://rsisinternational.org/journals/ijrias/DigitalLibrary/Vol.5&Issue5/08-11.pdf
8.
8. Padalkar, M., Sahasranamam, S., & Hota, P. K. (2014). Factors Influencing Student Choice of Elective Course — An Institution-Based Study. In: Proceedings of the Second Pan-IIM World Management Conference 2014, November (pp. 1–6). Indian Institute of Management, Kozhikode. https://www.researchgate.net/publication/319164523_Factors_Influencing_Student_Choice_of_Elective_Course_-An_Institution-Based_Study
9.
9. Esteban, A., Zafra, A., & Romero, C. (2020). Helping university students to choose elective courses by using a hybrid multi-criteria recommendation system with genetic optimization. Knowledge-Based Systems, 194, art. 105385. https://doi.org/10.1016/j.knosys.2019.105385
10.
10. Reilly, C. O., McCarthy, M., & Dooley, L. (2018). “Elective Choice” — An exploratory study of the factors that influence undergraduate student elective choice in a ‘General Business’ degree program. In: International MOBTS 2018 Proceedings, June 28–30, 2018 (pp. 1–11). https://mobts.org/conference/i2018/modules/request.php?module=oc_proceedings&action=summary.php&id=55&a=Accept
11.
11. Altunbay, M. (2018). The effects of elective courses on the personal development of prospective teachers. Universal Journal of Educational Research, 6(10), 2094–2100. https://doi.org/10.13189/ujer.2018.061006
12.
12. Вьюшкина, Е. Г., и Щербакова, О. В. (2022). Индивидуальная образовательная траектория: основания для выбора элективных дисциплин. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития, 11(2 (42)), 112–119. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-2-112-119
13.
13. Глушкова, Т. Г., Комкова, О. Г., и Мазитова, Г. Р. (2023). Изучение мотивации студентов при выборе элективных дисциплин в медицинском вузе. Высшее образование сегодня, (2), 47–50. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_54036106_45080392.pdf
14.
14. Митрохин, Е. А., Теплухин, Е. И., Юдин, Д. С., и Самсонов, А. Ю. (2022). Особенности выбора направлений элективных дисциплин по физической культуре и спорту в вузах. Международный научно-исследовательский журнал, 11(125), 1–5. https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.125.67
15.
15. Матюнина, С. Д., и Ноздрачева, М. В. (2021). К вопросу об эффективности и роли общеуниверситетских элективных модулей творческой направленности: опыт реализации элективного модуля «Теория и практика современного искусства в МГПУ». Педагогика и Просвещение, (2), 77–91. https://doi.org/10.7256/2454-0676.2021.2.35469