Авторы
- Сокольская Мария Вячеславовна доктор психологических наук, доцент
- Богомолова Оксана Юрьевна
Аннотация
Все чаще на нестабильном мировом рынке труда в связи с глобальными трансформационными процессами происходят события, которые тем или иным
образом оказывают влияние на все сферы жизни. В сегодняшних реалиях проблема формирования психологической готовности к профессиональной деятельности является одной из актуальных, так как существует острая нехватка специалистов, готовых эффективно выполнять возложенные на них функции, решать профессиональные задачи, четко формулировать профессиональные цели и активно достигать их, быть самостоятельными и осознанными. Недостаточно иметь знания по определенной профессии, для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, необходимо иметь компетенции в профессиональной области, что является компонентом психологической готовности к деятельности. Наличием именно таких специалистов во многом определяется способность государства к эффективному росту и развитию в научно-технической, экономической, культурной и других сферах общественной жизни. С одной стороны, в психологии накоплен ряд фактов, однозначно свидетельствующих о влиянии осознанной саморегуляции на психологическую готовность обучающихся к профессиональной деятельности, а с другой — эти вопросы мало изучены на выборках обучающихся в различные периоды обучения в вузе. Это дает основание говорить о том, что данное исследование носит актуальный характер и позволяет выявить прогностические связи
между регуляторными особенностями обучающихся и уровнем их психологической готовности к деятельности, особенно в переходные периоды обучения. Следует отметить, что психологическая готовность к профессиональной деятельности формируется в период обучения в вузе. Психологическая готовность к профессиональной деятельности является ключевым фактором эффективности процесса профессионального становления человека, в условиях неопределенности роль этого фактора становится системообразующей. Неопределенность в профессиональной сфере рассматривается как многообразие
возможных сценариев, которые могут развиться в условиях непрерывных изменений. Это требует от студентов готовности предпринимать смелые и альтернативные шаги для решения профессиональных задач в реальной деятельности. Психологическая готовность к профессиональной деятельности также включает в себя умение эффективно управлять эмоциями и стрессом. Таким образом, способность эффективно действовать в условиях неопределенности, адаптироваться к непредвиденным изменениям и работать с ограниченной информацией является важной характеристикой профессионала. Цель исследования заключается в выявлении взаимосвязи между психологической готовностью студентов вуза к будущей профессиональной деятельности
и их отношением к ситуациям неопределенности. В данном исследовании приняли участие 121 студент 1–3-х курсов СахИЖТ (филиал ДВГУПС в Южно-Сахалинске), обучающиеся по очной форме на специальности «Экономическая безопасность». В пакет психодиагностических инструментов вошли: методика Р. В. Овчаровой «Мотивы выбора профессии», опросник В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения», опросник С. Баднера в адаптации Г. У. Солдатовой «Определение толерантности к неопределенности» и новый опросник Т. В. Корниловой «Толерантности-интолерантности к неопределенности».
Установленные в ходе корреляционного анализа данные свидетельствуют о наличии выраженной прямой взаимосвязи между изучаемыми параметрами, а именно, результаты указывают на тот факт, что чем выше уровень толерантности к ситуации неопределенности, тем выше уровень сформированности психологической готовности студентов вуза. Полученные эмпирические данные о психологической готовности к профессиональной деятельности в условиях неопределенности в процессе обучения в вузе могут быть учтены преподавателями в учебном процессе. Результаты проведенного исследования позволяют рассматривать толерантность к неопределенности как фактор, способствующий формированию психологической готовности студентов высшего учебного заведения. Это является важным условием для успешного решения задач, связанных с профессиональным развитием обучающихся.
Как ссылаться
Сокольская, М. В. & Богомолова, О. Ю. (2024). ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 18 (1-2), 110. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2024.18.1-2.14
Список литературы
1.
1. Сокольская, М. В., и Мусатова, О. А. (2021). Профессиональное самосознание студента как условие формирования личности профессионала. Человеческий фактор: Социальный психолог, 1(41). 550–558. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46221605
2.
2. Душков, Б. А., Королев, А. В., и Смирнов, Б. А. (2005). Психологическая готовность. Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика. Энциклопедический словарь. http://vocabulary.ru/dictionary/896/word/psihologicheskajagotovnost
3.
3. Нерсесян, Л. С., и Пушкин, В. Н. (1969). Психологическая структура готовности оператора к экстренному действию. Вопросы психологии: пятнадцатый год издания, (5), 60–69.
4.
4. Платонов, К. К. (1986). Структура и развитие личности. Москва: Наука.
5.
5. Дьяченко, М. И., и Кандыбович, Л. А. (1978). Психологические проблемы готовности к деятельности. Монография. Минск.: БГУ. 182 с.
6.
6. Деркач, А. А. (2004). Акмеологические основы развития профессионала. Москва; Воронеж.
7.
7. Шадриков, В. Д. (1982). Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. Москва.
8.
8. Климов, Е. А. (1996). Психология профессионального самоопределения. Учебное пособие для вузов. Ростов н/Д.
9.
9. Allport, G. W. (1997). Personality and social encounter. Selected essays. Boston: Beacon Press. New York. 386 p.
10.
10. Maslou, A. (1967). Self-actualizing and Beyond. In: Challenges of Humanistic Psychology. New York: McGraw-Hill. 300 p.
11.
11. Пряжников, Н. С. (2008). Мотивация трудовой деятельности. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Академия.
12.
12. Санжаева, Р. Д. (2012). Психологическая готовность личности к деятельности как метакатегория. Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество, (1), 127–141.
13.
13. Асмолов, А. Г. (2016). Непрерывное образование: риски и ценности России в условиях неопределенности. Образование в России и за рубежом, (11), 19–21.
14.
14. Ковалева, Т. М. (2020). Связь компетентности и грамотности в работе педагога современной школы, ориентированной на дальнейшее непрерывное образование человека (на примере коммуникативной компетентности и Futures-грамотности»). В: Непрерывное
образование в контексте идеи будущего: новая грамотность. Сборник научных статей по материалам III Междунар. науч.-практ. конф., Москва,
18–19 июня 2020 г. (с. 88–92). Москва: АПриор.
15.
15. Исаев, Д. П., Клименко, Л. В., и Нор-Аревян, О. А. (2017). Профессиональная идентичность в российском обществе (вопросы истории, теории, практики). Ростов н/Д. 178 с.
16.
16. Макаров, В. А., Макарова, Т. Н., и Переславцева, Е. В. (2019). Сравнительный анализ подходов к оцениванию профессиональной компетенции педагогов. Евразийское научное объединение, (10-6(56)). 488–491.
17.
17. Фомина, Т. Г., и Цыганов, И. Ю. (2021). Исследование взаимосвязи школьной вовлеченности и осознанной саморегуляции учащихся: возрастные траектории и гендерный аспект. В: Моросанова, Ю. П., и Зинченко, Ю. П. (Ред.). Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования (к 90-летию со дня рождения О. А. Конопкина). Сборник научных статей (с. 120‒129). Москва: Психологический институт РАО. https://doi.org/10.24412/cl-36466-2021-1-120-129
18.
18. Drake, K., Belsky, J., & Fearon, R. M. P. (2014). From early attachment to engagement with learning in school: The role of self-regulation and persistence. Developmental Psychology, 50(5), 1350–1361. https://doi.org/10.1037/a0032779
19.
19. Estévez, I., Rodríguez-Llorente, C., Piñeiro, I., González-Suárez, R., & Valle, A. (2021). School engagement, academic achievement, and self-regulated learning. Sustainability, 13(6), art. 3011. https://doi.org/10.3390/su13063011
20.
20. Wang, M., Deng, X., & Du, X. (2018). Harsh parenting and academic achievement in Chinese adolescents: Potential mediating roles of effortful control and classroom engagement. Journal of School Psychology, 67, 16–30. https://doi.org/10.1016/j.jsp.2017.09.002
21.
21. Моросанова, В. И. (2017). Осознанная саморегуляция как метасистема психологических ресурсов достижения целей и саморазвития человека. В: Журавлев, А. Л., и Кольцова, В. А. (Responsible Ed.). Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития. Сборник статей (с. 501–509). Москва: Институт психологии РАН. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30669910
22.
22. Park, S., & Kim, N. H. (2022). University students’ self-regulation, engagement and performance in flipped learning. European Journal of Training and Development, 46(1/2), 22–40. https://doi. org/10.1108/EJTD-08-2020-0129
23.
23. Rademacher, А. (2020). The longitudinal influence of self-regulation on school performance and behavior problems from preschool to elementary school. Journal of Research in Childhood Education, 36(1), 112–125. https://doi.org/10.1080/02568543.2020.1847219
24.
24. Моросанова, В. И. (2016). Осознанная саморегуляция как психологический ресурс достижения учебных и профессиональных целей. Педагогика, (10), 13–24. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28100004
25.
25. Богомолова О. Ю., и Сокольская М. В. (2021). Проблема готовности к деятельности в психологической науке. Образование личности, (1–2), 24–29. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47177599
26.
26. Salmela‐Aro, K., Tang, X., Symonds, J., & Upadyaya, K. (2021). Student engagement in adolescence: A scoping review of longitudinal studies 2010–2020. Journal of Research on Adolescence, 31(2), 256–272. https://doi.org/10.1111/jora.12619