Главная страница Архив КАК ТРАКТУЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ЧИТАТЕЛИ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

КАК ТРАКТУЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ЧИТАТЕЛИ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Теория и практика обучения и воспитания , УДК: 37.032.2

Авторы

  • Асонова Екатерина Андреевна кандидат педагогических наук, кандидат педагогических наук

Аннотация

В статье изучение текстов литературных произведений соотнесено с рецепцией современных читателей детской и подростковой литературы. Материалом для исследования стали ответы участников семинара о самостоятельности, сценарий которого представлен в разделе Методы. В части описания исследования представлен анализ ответов респондентов разных поколений об их представлении самостоятельности на основе личного опыта и воплощенном в образах литературных героев. В качестве ключевых показателей самостоятельности они выделяют способность принять решение, готовность взять ответственность, независимость. Среди называемых героев встречаются герои народных сказок и литературных произведений. Нередко отмечается интересное противоречие между предложенными критериями самостоятельности и образцами поведения, нашедших свое воплощение в литературе.
Список литературы
1. Асонова, Е. А. Детское литературное творчество в современной прозе для подростков / Е. А. Асонова // Детские чтения. – 2023. – Т. 23, № 1. – С. 255-268. – DOI 10.31860/2304-5817-2023-1-23-255-268.
2. Киктева, К. С. Добрый, слабый, злой: взрослые персонажи фантастики youngadult в контексте формирования самостоятельности подростков / К. С. Киктева, Д. С. Маймистова, О. В. Сененко // #Ученичество. – 2023. – № 4. – С. 39-50. – DOI 10.22405/2949-1061-2023-4-39-50.
3. Поливанова, К. Н. Детство: парадоксы самостоятельности / К. Н. Поливанова, А. А. Бочавер // Вопросы образования. – 2024. – № 1. – С. 214-235. – DOI 10.17323/vo-2024-17304.
4. Сартан Г. Н. Тренинг самостоятельности у детей (Текст) : руководство / Г. Н. Сартан. - Екатеринбург : У-Фактория, 2004. - 144 с.
5. Сорокин, П. С. Современные исследования агентности в сфере образования: систематизация ключевых понятий и разработок / П. С. Сорокин, Т. Д. Редько // Вопросы образования. – 2024. – № 1. – С. 236-264. – DOI 10.17323/vo-2024-18131.
6. Циринг, Д. А. Проблема самостоятельности субъекта в рамках классического университетского образования / Д. А. Циринг, Ю. В. Яковлева // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 4. – С. 177-180.
7. Эльконин Б.Д. Продуктивное Действие // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 1. С. 116–122. DOI: 10.17759/chp.2019150112