Главная страница Архив КАНДИДАТНЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ГЕНЕРАТИВНОГО ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПЕДАГОГИКИ СТУДЕНТАМИ УНИВЕРСИТЕТА

КАНДИДАТНЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ГЕНЕРАТИВНОГО ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПЕДАГОГИКИ СТУДЕНТАМИ УНИВЕРСИТЕТА

Педагогическое образование

Авторы

  • Реморенко Игорь Михайлович доцент, доктор педагогических наук
  • Савенков Александр Ильич профессор, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, доктор психологических наук
  • Romanova Marina Aleksandrovna Associate Professor, Doctor of Pedagogy

Аннотация

Статья посвящена теории и практике использования чат-ботов в современном педагогическом образовании. Современные чат-боты, особенно последние их модификации с использованием систем генеративного искусственного интеллекта, обладают практически неисчерпаемыми возможностями для решения образовательных задач, при этом они еще мало освоены практикой современного образования. Цель статьи представить проверенный на практике методический инструментарий использования чат-бота при изучении курса педагогики студентами педагогического университета. В качестве ведущего метода исследования использовался метод естественного педагогического эксперимента, опирающийся на наблюдения авторов за процессом применения ресурсов искусственного интеллекта и отработкой новых методических приемов использования чат-ботов при проектировании процесса преподавания курса педагогики будущим педагогам. Результатом исследования стали новые «кандидатные подходы», ориентирующие специалистов на понимание ресурсов искусственного интеллекта, как инструментов, порождающих многоуровневые и многообразные связи, определяющие многие «фенотипические» черты современного образования. Не менее значимым результатом являются найденные эмпирическим путем методические находки применения чат-ботов в практике обучения студентов педагогическим знаниям. Полученные результаты содержат осмысление новых теоретических подходов и методических решений к практике преподавания педагогики в современном университете.
Список литературы
1. Амиров, Р. А. Искусственный интеллект в высшем образовании / Р. А. Амиров // Механизм реализации стратегии социально-экономического развития государства : Сборник материалов XII Международной научно-практической конференции, Махачкала, 23–24 сентября 2020 года / под ред. Эсетовой А.М.. – Махачкала: Информационно-Полиграфический Центр ДГТУ, 2020. – С. 27-30. – EDN DLBEVS.
2. Баранников, К. А. Как создаются результаты: методические подходы к проектированию образовательных результатов / К. А. Баранников, И. М. Реморенко // Психолого-педагогические исследования. – 2020. – Т. 12, № 2. – С. 3-23. – DOI 10.17759/psyedu.2020120201. – EDN NEDMLZ.
3. Геворкян, Е. Н. Инновационные практики подготовки будущих педагогов в педагогическом университете / Е. Н. Геворкян, А. И. Савенков // Инновационные процессы в высшем и среднем профессиональном образовании и профессиональном самоопределении : Коллективная монография. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Экон-Информ", 2023. – С. 346-358. – EDN VOAZAN.
4. Гриншкун, В. В. Искусственный интеллект в образовательной деятельности и подготовке педагогов: необходимость исследований / В. В. Гриншкун, Л. А. Шунина // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании : Материалы VII Международной научной конференции, Красноярск, 19–22 сентября 2023 года. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2023. – С. 1056-1059. – EDN AOWARM.
5. Вендина, А. А. Решение логических задач с помощью построения графов / А. А. Вендина, М. А. Романова // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса : Материалы VIII Международной научно-практической конференции, Москва, 25–26 марта 2021 года. – Москва: Московский городской педагогический университет, 2021. – С. 135-139. – EDN FWYSOW.
6. Возможности сочетания естественного и искусственного интеллектов в образовательных системах / А. М. Абдуллаева, Е. В. Аверченко, Т. С. Александрова [и др.]. – Москва : Издательский Центр РИОР, 2023. – 232 с. – ISBN 978-5-369-02124-8. – DOI 10.29039/02124-8. – EDN AHBSLJ.
7. Котлярова, И. О. Технологии искусственного интеллекта в образовании / И. О. Котлярова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2022. – Т. 14, № 3. – С. 69-82. – DOI 10.14529/ped220307. – EDN JADHNV.
8. Мухаметзянов, И. И. Генерация идей и творческих решений с помощью искусственного интеллекта / И. И. Мухаметзянов, О. А. Пырнова // Цифровые системы и модели: теория и практика проектирования, разработки и применения : Материалы национальной (с международным участием) научно-практической конференции, Казань, 10–11 апреля 2024 года. – Казань: Казанский государственный энергетический университет, 2024. – С. 1039-1042. – EDN MLMJQP.
9. Педагогическое образование в контексте вызовов и проблем XXI века: актуальность трансформации / В. А. Болотов, М. Л. Левицкий, И. М. Реморенко, В. В. Сериков // Педагогика. – 2020. – Т. 84, № 12. – С. 73-86. – EDN RHQPVP.
10. Попов, О. Р. Проблемы вузовского образования в эпоху цифровизации: человек и искусственный интеллект / О. Р. Попов, А. А. Горбачева // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. – 2019. – Т. 5, № 2. – С. 98-109. – EDN BWZFAA.
11. Развитие метапредметных компетенций и когнитивных способностей обучающихся в рамках воспитательной работы в школе / А. И. Савенков, А. С. Львова, О. А. Любченко [и др.]. – Москва : Издательство "Перо", 2024. – 166 с. – ISBN 978-5-00244-302-4.
12. Реморенко, И. Школа смыслов / И. Реморенко // Образовательная политика. – 2020. – № S5. – С. 20-24. – EDN DBJHKN.
13. Романова, М. Методические подходы к диагностике психолого-педагогического потенциала учителя начальных классов / М. Романова // Вестник Атырауского Университета имени Х.Досмухамедова. – 2023. – Т. 71, № 4. – С. 41-49. – DOI 10.47649/vau.2023.v.71.i4.04. – EDN OEALQK.
14. Савенков, А. И. Цифровизация образования как катализатор изменений профессии педагога / А. И. Савенков // Известия института педагогики и психологии образования. – 2023. – № 2. – С. 4-11. – EDN PUFLIM.
15. Савенков, А. И. Педагог как цифровой дизайнер образовательных программ: новые возможности и технологии / А. И. Савенков // Hominum. – 2023. – № 2(10). – С. 131-144. – EDN WNHANV.
16. Славянов, А. С. Технологии искусственного интеллекта в образовании как фактор повышения качества человеческого капитала / А. С. Славянов, С. С. Фешина // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – № 7. – С. 156-159. – DOI 10.24411/2411-0450-2019-11096. – EDN XBYWQB.
17. Садовничий, В. А. Высшая школа России: вектор развития / В. А. Садовничий // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2023. – № 2. – С. 5-11. – EDN FNDJIX.