Главная Выпуски 18 (2)

СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АНАЛИЗ ДАННЫХ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ

Педагогика и образование , УДК: 37.018.1 DOI: 10.25688/2076-9121.2024.18.2.04

Авторы

  • Петряева Елена Юрьевна кандидат педагогических наук
  • Суменкова Юлия Игоревна
  • Федоровская Мария Николаевна
  • Козинченко Ирина Викторовна

Аннотация

Цель исследования — анализ динамики развития семейного образования в РФ на основе официальных статистических данных. Актуальность определяется ростом числа детей, получающих семейное образование, и повышением значимости этой формы образования в системе образования РФ. Анализ данных динамики семейного образования в РФ может послужить базой для принятия законотворческих и управленческих решений в сфере регулирования семейного образования. Сравнительный анализ зарубежных и отечественных публикаций по названной теме свидетельствует о сходстве рассматриваемых вопросов: организация учебного процесса детей на семейном образовании (причины выбора родителями семейного образования, влияние онлайн-обучения на детей и их родителей, преимущества и недостатки такой формы обучения, субъектная позиция семьи в образовательном процессе ребенка, различные модели семейного образования / самообразования. Выявлено, что в целом по РФ до 2023/2024 учебного года доля обучающихся в форме семейного образования / самообразования не превышала 1 % от общей численности обучающихся. В 2020/2021 учебном году произошел рост численности обучающихся в форме семейного образования / самообразования относительно 2016/2017 учебного года более чем 2 раза: с 0,04 до 0,11%. В следующем, 2021/2022 учебном году этот показатель увеличился еще в 3 раза и составил 0,33 %. Это же значение показателя сохранилось и в 2022/2023 учебном году, а в 2023/2024 учебном году доля обучающихся в форме семейного образования / самообразования составила 0,41 %. В число субъектов РФ с высоким значением показателя семейного образования на 2023/2024 учебный год входят Москва, Санкт-Петербург, Омская область, Республика Крым, Республика Адыгея, Самарская область, Севастополь, Краснодарский край, Нижегородская область.

Как ссылаться

Петряева, Е. Ю., Суменкова, Ю. И., Федоровская, М. Н. & Козинченко, И. В. (2024). СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АНАЛИЗ ДАННЫХ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 18 (2), 67. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2024.18.2.04
Список литературы
1. 1. Cheng, А., & Donnelly, M. (2019). New Frontiers in Research and Practice on Homeschooling. Peabody Journal of Education, 3(94), 259–262.
2. 2. Поливанова, К. Н., и Любицкая, К. А. (2017). Семейное образование в России и за рубежом. Современная зарубежная психология, 6(2), 72–80.
3. 3. Ляликова, С. В., и Антонов, А. И. (2022). Социологическое исследование феномена семейного образования. Социально-гуманитарные знания, 5, 66–70.
4. 4. Вачкова, С. Н., Петряева, Е. Ю., Климов, И. А. и др. (2022). Исследование получения школьного образования в форме семейного образования в большом городе. Москва: Грин Принт. 68 с.
5. 5. Нугуманова, Л. Н., Яковенко, Т. В., и Давлетшина, Л. А. (2022). Родители-хоумскулеры и школьная система образования: точки взаимодействия. Наука и школа, 6, 120–133.
6. 6. Forlin, C., Chambers, D., & Banks, J. (2023). Developing a scale to measure the diversity of motivations and practices of home-schooling. Educational Review.
7. 7. Грязнова, Е. В., Гончарук, А. Г., Лобанова, А. А., и Жигульский, Е. В. (2020). Семейное образование в России: проблемы и перспективы. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 9, 2(31), 159–161.
8. 8. Сидоров, А. Н., и Мальцева, С. М. (2020). Актуальные плюсы и минусы семейного образования. Образование и проблемы развития общества, 2(11), 133–138.
9. 9. Силакова, О. В., и Еремеева, О. В. (2022). Семейное образование как альтернатива школьному образованию: достоинства и недостатки. Общество: социология, психология, педагогика, 11(103), 160–165.
10. 10. Guterman, O. (2022). Future Orientation among Homeschooled Adolescents in Israel. J Child Fam Stud, 31, 1350–1359
11. 11. Norman, D., Luo, T., & Muljana, P. (2020). Parents’ voices: Virtual classroom bridging homeschooling to public schools. Journal of Educational Technology Development and Exchange (JETDE), 13(2), 1–20.
12. 12. Миллер, О. М., Романова, Ю. А., и Дубовик, Е. Ю. (2023). Семейное образование как возможность проявления субъектной позиции семьи в системе общего образования. В: Психология и педагогика детства: о ценностях современного образования. Сборник статей материалов конференции, Красноярск, 23–24 марта 2023 г. (в 2 частях, с. 109–113). Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева.
13. 13. Митрофанова, О. В., Пискунова, С. В., и Наумов, П. Ю. (2022). Концепция семейного образования: на пути к решению проблемы индивидуализации обучения. Психолого-педагогический поиск, 4(64). 61–73.
14. 14. Ray, В. (2021, June). Should educators promote homeschooling? Worldwide growth and learner outcomes. Journal of Pedagogy, 12(1), Special Issue: Home-Based Education, 55–76.
15. 15. Антуфьева, М. П. (2022). Модель организационно-педагогического сопровождения семейного образования в России. Современное педагогическое образование, 5, 10–12.
16. 16. Мингазов, И. Ф., Яркова, Т. А., и Милованова, Н. Г. (2019). Модели и опыт организации семейного образования. Вестник Нижневартовского государственного университета, 4, 102–109.
17. 17. Кириченко, Е. Б. (2022). Семейное образование в Ярославской области: опыт исследования состояния проблемы. Антропологическая дидактика и воспитание, 5(5), 51–68.
18. 18. Спиридонова, М. А. (2023). Ретроспективный анализ организационно-педагогических условий сопровождения практик семейного образования в России. Устойчивое развитие науки и образования, 1(76), 56–63.