Главная Выпуски 18 (2)

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Психология , УДК: 371; 33:37 DOI: 10.25688/2076-9121.2024.18.2.12

Авторы

  • Косых Оксана Ивановна кандидат исторических наук
  • Пономаренко Елена Борисовна кандидат филологических наук, доцент
  • Донскова Людмила Александровна кандидат филологических наук, доцент

Аннотация

Актуальность исследования определяется ростом объективных рисков и угроз для комплексной безопасности Российской Федерации: экономические, политические и информационные угрозы, нестабильность социального благополучия общества. Данные риски ведут к ограничению доступности населения к социальной инфраструктуре (услугам в сфере образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты). Сфера образования, являясь наиболее значимой для развития и сохранения человеческого капитала и потенциала страны, определяющая конкурентоспособность государства, представляется наиболее значимой в реализации мер по снижению и предотвращению современных и потенциальных рисков и угроз. Кроме того, XXI век характеризуется усилением процессов глобализации и глобальными вызовами: мировым социальным неравенством, экологическими проблемами, технологическим отставанием, вопросами мира и международной безопасности. Несмотря на развитие системы международного сотрудничества, на сегодняшний день вопросы комплексной безопасности в целом и национальной и общественной безопасности в частности для Российской Федерации выходят на первый план. Гипотеза исследования заключается в том, что одним из важных механизмов обеспечения комплексной безопасности страны может стать целенаправленное развитие системы образования, которая редко в полной мере изучалась в соответствующем контексте. Цель исследования: изучение рисков и угроз российской системы образования в контексте обеспечения национальной безопасности страны. В статье представлены результаты теоретического исследования, источником информации в котором стали научные труды отечественных и зарубежных авторов по обозначенной проблематике. В качестве средства библиометрического анализа использовалась программа VOSviewer. Выборку исследования составили академические научные труды российских и зарубежных авторов. В результате исследования современного состояния системы образования в контексте ключевых факторов ее влияния на национальную безопасность Российской Федерации, сформулированы приоритетные задачи для государства, определены основные и потенциальные риски и угрозы.

Как ссылаться

Косых, О. И., Пономаренко, Е. Б. & Донскова, Л. А. (2024). ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 18 (2), 189. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2024.18.2.12
Список литературы
1. 1. Kalashnikov A. O., & Mikhalevich I. F. (2018). About the unified system of classification of protection of automated control systems and infocommunication systems by the criteria of importance and of information security. In: Systems of Signals Generating and Processing in the Field of on-Board Communications, Moscow, Russia (pp. 1–6). https://doi.org/10.1109/SOSG.2018.8350598
2. 2. Chan, H. (2019). Significance of Information Security Awareness in the Higher Education Sector. International Journal of Computer Applications, 60(10), 23–31.
3. 3. Dun, N., & Paullet, K. (2019). The urgency for cybersecurity education: The impact of early college innovation in Hawaii rural communities. II Information System Education Journal, 16(4), 41–52.
4. 4. Gross, M. L., Canetti, D., & Vashdi, D. R. (2017). Cyberterrorism: its effects on psychological well-being, public confidence and political attitudes. Journal of Cybersecurity, 3(1), 49–58. https://doi.org/10.1093/cybsec/tyw018
5. 5. Bal, A., Waitoller, F. R., Mawene, D., & Gorham, A. (2021). Culture, context, and disability: Asystematic literature review of cultural-historical activity theory-based studies on the teachingand learning of students with disabilities. Review of Education, Pedagogy, and Cultural Studies, 43(4), 293–337. https://doi.org/10.1080/10714413.2020.1829312
6. 6. Синягина, Н. Ю., & Артамонова, Е. Г. (2020). Национальная безопасность и система образования в современных условиях. Образование личности, 1(2), 10–11. EDN DCYBLW
7. 7. Афонцев, С. А. (2020). Концептуальные основы анализа национальной и международной экономической безопасности. На страже экономики, 2(13), 27–47. https://doi.org/10.36511/2588-0071-2020-2-27-47
8. 8. Gorelin, V. Y., & Bezus, M. Y. (2020). On the security of the critical information infrastructure of the Russian Federation. StudNet, 9, 1438–1448.
9. 9. Rubio, J. E., Roman, R., & Lopezm, J. (2018). Analysis of Cybersecurity Threats in Industry 4.0: The Case of Intrusion Detection. In: Critical Information Infrastructures Security (pp.119–130).
10. 10. Aubel, P. V., Papagiannopoulos, K., Chmielewski, L., & Doerr, Ch. (2018). Side-Channel Based Intrusion Detection for Industrial Control System. Lecture Notes in Computer Science (pp. 207–224).
11. 11. Moallem, A. (2019). Cybersecurity Awareness Among Students and Faculty. In: Cybersecurity Awareness Among Students and Faculty. 104 p. https://doi.org/10.1201/9780429031908
12. 12. Журавлев, А. Л., и Нестик, Т. А. (2019). Социально-психологические последствия внедрения новых технологий: перспективные направления исследований. Психологический журнал, 40(5), 35–47. https://doi.org/10.31857/S020595920006074-7
13. 13. Кисляков, П. А., Меерсон, А. Л. С., и Шмелева, Е. А. (2022, 15–18 ноября). Общество риска, VUCA-мир и BANI-мир: угрозы психологической безопасности или возможности для развития. В: Кожевникова, О. В., и Хотинец, В. Ю. (Науч. ред.). Трансмиссия культурного опыта и социальных практик в эпоху транзитивности. Cборник материалов Международной научно-практической конференции (c. 181–182). Ижевск: УдГУ.
14. 14. Нестик, Т. А. (2020). Отношение к новым технологиям и ценностные ориентации россиян. Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда, 5(4), 54–82. https://doi.org/10.38098/ipran.opwp.2020.17.4.003
15. 15. Нестик, Т. А., и Журавлев, А. Л. (2018). Психология глобальных рисков. Москва: Институт психологии РАН.
16. 16. Петряева, Е. Ю., Салахова, В. Б., и Суменкова, Ю. И. (2024). Проблема изучения конкурентоспособности педагога высшей школы и педагога общего образования в контексте современных вызовов и угроз цифрового мира. Alma Mater (Вестник высшей школы), 1, 96–106. https://doi.org/10.20339/AM.01-24.096
17. 17. Burlyaeva, V. A., Oleshkevich, T. A., Solovyova, N. V., & Chebanov, K. A. (2023, April 15). Analysis of the foundations of traditional spiritual and moral education in the educational space of modern society. In: Trends in the development of science and global challenges. Themed collection of papers from Foreign International Scientific Conference, Managua, Nicaragua (pp. 56–60). Managua, Nicaragua: Humanitarian National Research Institute “NACRAZVITIE”. https://doi.org/10.37539/230415.2023.80.42.012
18. 18. Lobanov, N. A., & Skvortsov, V. N. (Scientific Ed.) (2011). Lifelong Learning: Continuous Education for Sustainable Development. Proceedings of 13th International Conference. Pushkin LSU, Res. Inst. soc.-econ. and ped. problems of contin. edu. Vol. 9. Saint-Petersburg: LSU n. a. A. S. Pushkin.
19. 19. Габдрафиков, И. М., и Глуховцев, В. О. (2021). Современное состояние гражданской идентичности в полиэтническом регионе России (на примере Республики Башкортостан). Вестник БИсТ (Башкирского института социальных технологий), 4(53), 101–107. https://doi.org/10.47598/2078–9025-2021-4-53-101-107
20. 20. Badalova, A. G., Goncharova, E. B., Volnaya, S. A., & Kaznacheeva, A. A. (2024). “Industrial Potential Management: Dynamics, Structure, Approaches, Indicators”. In: 6th International Youth Conference on Radio Electronics, Electrical and Power Engineering (REEPE), Moscow, Russian Federation (pp. 1–8). https://doi.org/10.1109/REEPE60449.2024.10479564
Скачать файл .pdf 428.25 кб