Главная Выпуски 18 (2)

ПОТЕНЦИАЛ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Теория и практика профессионального образования , УДК: 37 DOI: 10.25688/2076-9121.2024.18.2.05

Авторы

  • Булат Роман Евгеньевич доктор педагогических наук, доцент
  • Байчорова Хафиза Срафильевна кандидат педагогических наук

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена объективной потребностью научного обоснования и разработки практических рекомендаций в области совершенствования методического сопровождения педагогических работников общеобразовательных организаций. Анонсированное руководством Минпросвещения России в 2022 году возрождение методической службы предопределяет исследование динамики потребностей профессиональной деятельности педагогических работников. Исследование направлено на поиск потенциала методического сопровождения педагогических работников общего образования посредством активизации деятельности представителей методических структур, совершенствования средств, форм и методов их взаимодействия. Ведущим методом исследования являлся опрос педагогических работников в рамках констатирующего эксперимента. Теоретические выводы, сформулированные на основе анализа научной литературы, подтверждены результатами опроса 128 педагогических работников общего образования. В статье подтверждена потребность интеграции методических структур всех уровней в единую систему, обновлении содержания и организационной модели методической работы, а также научно-методического сопровождения образовательного процесса. Доказано, что объективная потребность в повышении качества общего образования предопределяет необходимость роста компетентности всех участников образовательных отношений, в том числе специалистов в области методической деятельности, дидактическое отставание которых отрицательно влияет на деятельность образовательных организаций. Обоснована потребность в повышении статуса штатной должности методиста и юридическим закреплением ее функций. Представленные в статье материалы позволяют уточнить функции методиста, которые должны быть обращены на тесное взаимодействие с другими категориями педагогических работников, на передовую роль в цифровой дидактике, а также на адресную поддержку педагогов.

Как ссылаться

Булат, Р. Е. & Байчорова, Х. С. (2024). ПОТЕНЦИАЛ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 18 (2), 83. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2024.18.2.05
Список литературы
1. 1. Вачкова, С. Н., Петряева, Е. Ю., и Яшина, И. А. (2021). Влияние «Московской электронной школы» на деятельность учителя. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 4(58), 10–25. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2021.58.4.01
2. 2. Обоскалов, А. Г., Маковецкая, Ю. Г., и Серикова, В. И. (2021). Мониторинг эффективности модели методической работы в системе образования Челябинской области: проблемы и перспективы. Методист, 10, 6–9. https://elibrary.ru/cnyhbh
3. 3. Copridge, K. W., Uttamchandani, S., & Birdwell, T. (2021). Faculty Reflections of Pedagogical Transformation in Active Learning Classrooms. Innov High Educ, 46, 205–221. https://doi.org/10.1007/s10755-021-09544-y
4. 4. Lucas, M., Bem-Haja, P., Siddiq, F., Moreira, A., & Redecker, C. (2021). The relation between in-service teachers’ digital competence and personal and contextual factors: what matters most? Computers & Education, 160. https://doi.org/10.1016.compedu.2020.104052
5. 5. Tondeur, J., Howard, S., & Yang, J. (2020). One-size does not fit all: towards an adaptive model to develop preservice teachers’ digital competencies. Computers in Human Behavior, 116. https://doi.org/10.1016/j.chb.2020.106659
6. 6. Birdwell, T., & Uttamchandani, S. (2019). Learning to teach in space: Design principles for faculty development in active learning classrooms. Journal of Learning Spaces, 8(1), 19–27.
7. 7. Oh, E., & Reeves, T. (2010). The implications of the differences between design research and instructional systems design for educational technology researchers and practitioners. Educational Media International, 47(4), 263–275.
8. 8. Кладова, И. С. (2022). Методический мониторинг как практика адресной работы с образовательными учреждениями. Непрерывное образование, 4(42), 57–61. https://elibrary.ru/wvogpx
9. 9. Damen, N., & Toh, C. (2019). Looking for inspiration: Understanding the information evaluation and seeking behavior of novice designers during creative idea generation. Proc. of the Design Society: International Conference on Engineering Design, 1(1), 1793–1802.
10. 10. Kwon, E., Rao, V., & Goucher-Lambert, K. (2023). Understanding inspiration: Insights into how designers discover inspirational stimuli using an AI-enabled platform. Design Studies, 88. https://doi.org/10.1016/j.destud.2023.101202
11. 11. Savard, I., Bourdeau, J., & Paquette, G. (2020). Considering cultural variables in the instructional design process: A knowledge-based advisor system. Computers & Education, 145. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2019.103722
12. 12. Грибцова, Ю. В. (2023). Методическое сопровождение дополнительного образования педагогов как элемент системы непрерывного профессионального развития: опыт Липецкой области. Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство, 2, 23–26. https://elibrary.ru/vemukd
13. 13. Тетина, С. В., и Гутрова, Ю. В. (2021). Организация методической работы в муниципалитете в контексте внедрения и реализации системы методических служб. Вестник педагогических наук, 6, 224–229. https://elibrary.ru/gfekzo
14. 14. Домашенко, И. В. (2021). Актуальные подходы к развитию профессиональной компетентности методистов муниципальных методических служб в системе постдипломного профессионального образования. Научная сокровищница образования Донетчины, 1, 69–74. https://elibrary.ru/bdoqek
15. 15. Baker, V. L., & Lutz, Ch. (2021). Faculty Development Post COVID-19: A Cross-Atlantic Conversation and Call to Action. The Journal of the Professoriate, 12(1), 55–79.
16. 16. Rubach, C., & Lazarides, R. (2021). Addressing 21st-century digital skills in schools — development and validation of an instrument to measure teachers’ basic ICT competence beliefs. Computers in Human Behavior, 118. https://doi.org/10.1016/j.chb.2020.106636
17. 17. Lantz-Andersson, A., Skantz-Åberg, E., Roka, A., Lundin, M., & Williams, P. (2022). Teachers’ collaborative reflective discussions on technology-mediated teaching: Envisioned and enacted transformative agency. Learning, Culture and Social Interaction, 35. https://doi.org/10.1016/j.lcsi.2022.100645
18. 18. Беляева, А. В., Панина, Е. С., Савонина, Д. Р., и Чужиненко, А. С. (2023). Актуальные задачи методического сопровождения педагогической деятельности. Социальные отношения, 3(46), 98–107. https://elibrary.ru/sqdprb
19. 19. ЮНЕСКО (2023). Всемирный доклад по мониторингу образования резюме: технологии в образовании: на чьих условиях? Париж, ЮНЕСКО. https://doi.org/10.54676/AATW1274
20. 20. Пирожкова, О. Б. (2022). Трансформация методической службы в условиях создания единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. Кубанская школа, 3(67), 63–66. https://elibrary.ru/ityunp
21. 21. Чушникова, О. В. (2022). Роль окружного методического объединения в повышении профессиональной компетентности педагогов. Образование в Кировской области, 4(64), 60–61. https://elibrary.ru/jaxjtd
22. 22. Золотарева, А. В. (2023). Организация методической деятельности региона. В: Приоритеты, возможности, проблемы. IV Авдеевские чтения. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Году культурного наследия народов России, 85-летию со дня основания Дворца детского творчества им. Ф. И. Авдеевой города Якутска, Якутск, 22–23 ноября 2022 г. (с. 21–27). Якутск: Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова. https://elibrary.ru/voynjy
23. 23. Модестова, Т. В. (2023). Об эффективности методического сопровождения педагогов. География в школе, 6, 23–31. https://doi.org/10.47639/0016-7207_2023_6_23
24. 24. Ганаева, Е. А., и Забавина, С. В. (2018). Проблемы и перспективы развития муниципальной методической службы. Модернизация регионального образования: опыт педагогов Оренбуржья, 4(20), 6–16. https://elibrary.ru/tyhqqz
25. 25. Чарнецкая, Ж. Н., и Галеева, Н. Л. (2023). Научно-методическая работа в современной школе: новое или актуальное? В: Шамовские чтения. Сборник статей XV Международной научно-практической конференции, Москва, 21–25 января 2023 г. (в 2 ч., ч. 2, с. 434–438). Москва: 5 за знания. https://elibrary.ru/hlpkao
26. 26. Фролов, И. Н. (2011). Единое информационно-методическое пространство региона как путь к повышению уровня методической компетентности учителя. Russian Journal of Education and Psychology, 8(4), 52.
27. 27. Баранов, П. А. (2021). Основные этапы и тенденции развития методической службы петербургской школы (1800–1990-е годы). Преподавание истории в школе, 3, 9–13. https://elibrary.ru/xdfsvr
28. 28. Каракчиева, М. А., Булат, Р. Е., и Байчорова, Х. С. (2022). Нормативно-правовые основы развития качества высшего образования на основе активизации деятельности специалистов в области методической работы. В: Булат, Р. Е. (Общ. ред.). Психолого-педагогические аспекты подготовки кадров к профессиональной деятельности в экстремальных условиях. Сборник научных трудов Международной НПК, Санкт-Петербург, 13 мая 2022 г. (с. 140–146). Санкт-Петербург: СПбУ ГПС МЧС России: НПО ПБ АС. https://elibrary.ru/etuwhg
29. 29. McKenney, S. E., & Reeves, T. C. (2013). Systematic review of design-based research progress: Is a little knowledge a dangerous thing? Educational Researcher, 42(2), 97–100.
30. 30. Ванновская, О. В., Булат, Р. Е., и Байчорова, Х. С. (2023). Развитие коммуникативной компетентности разработчиков учебно-методических материалов ДОТ посредством социально-психологического тренинга. Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, 2, 187–207. https://doi.org/10.35231/18186653_2023_2_187
31. 31. Chiu, P. H. P., Im, S. W. T., & Shek, C. H. (2022). Disciplinary variations in student perceptions of active learning classrooms. International Journal of Educational Research Open, 3. https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2022.100131
32. 32. Бучек, А. А. (2023). Развитие методической службы в условиях укрепления суверенной системы образования. Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование, 6, 3(22), 71–80. https://elibrary.ru/hlyvrr
33. 33. Барыбина, И. С., Лебедкина, В. Б., и Овсянникова, Е. М. (2022). Деятельность методической службы по повышению профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС. Актуальные исследования, 3(82), 66–68. https://elibrary.ru/zghnqt
34. 34. Ключникова, О. В., и Дендебер, С. В. (2021). Методика оценки эффективности муниципальных методических служб. Научно-методическая работа в образовательной организации, 1(9), 25–28. https://elibrary.ru/tinmtq
35. 35. Шонтукова, И. В. (2023). Методическое сопровождение педагогов: региональные проблемы, задачи и модели. Педагогика, 87(2), 67–75. https://elibrary.ru/rqycvl
36. 36. Модестова, Т. В. (2023). Об эффективности методического сопровождения педагогов. География в школе, 6, 23–31. https://doi.org/10.47639/0016-7207_2023_6_23
37. 37. Вагайцева, Е. С. (2023). Личностно ориентированная модель методической службы образовательного учреждения как фактор повышения качества образования. Флагман науки, 7(7), 209–215. https://elibrary.ru/njnsvs
Скачать файл .pdf 836.78 кб