Главная Выпуски 18 (2)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Специальная педагогика и специальная психология , УДК: 376.112.4 DOI: 10.25688/2076-9121.2024.18.2.08

Авторы

  • Гусейнова Аща Айирмагомедовна кандидат педагогических наук
  • Мануйлова Виктория Викторовна доктор педагогических наук, доцент

Аннотация

Статья посвящена вопросам оказания комплексной помощи детям раннего и младшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Актуальность данной проблематики обусловлена увеличением количества детей данной категории. В статье подчеркивается, что двигательное развитие является фундаментом развития ребенка раннего и дошкольного возраста. С целью разработки содержания психолого-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с двигательными нарушениями авторами проведено комплексное обследование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата по методикам О. Г. Приходько «Карта-схема комплексного обследования детей раннего возраста», Е. А. Стребелевой «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста», а также выполнены задания, предложенные по инновационной программе дошкольного образования Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой «От рождения до школы». Результаты обследования оценивались по 4-балльной системе. Представлены результаты комплексного изучения детей раннего и младшего дошкольного возраста с ортопедической патологией. По результатам психолого-педагогического изучения авторы предлагают модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста с ортопедической патологией в условиях образовательной организации. Основной целью разработки модели является коррекция и развитие основных линий развития — двигательной, познавательной, социальной, речевой — у детей с двигательной патологией посредством психолого-педагогического сопровождения, организованного в образовательной организации.

Как ссылаться

Гусейнова, А. А. & Мануйлова, В. В. (2024). ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 18 (2), 130. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2024.18.2.08
Список литературы
1. 1. Абкович, А. Я. (2017). Вариативность особых образовательных потребностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата как основа проектирования специальных условий обучения. Дефектология, 2, 14–21. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28938869
2. 2. Baindurashvili, A. (2009). Combined orthopedic and neurosurgical approach to treatment of children with cerebral palsy. J. Child Orthop, 3(1), 16.
3. 3. Гусейнова, А. А. (2016). Специальные условия получения образования обучающимися с тяжелыми (множественными) нарушениями развития. В: Проблемы реализации ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья. Сборник статей по материалам круглого стола (с. 47–54). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26402577
4. 4. Tu, C., Nurymov, Y., Umirzakova, Z., & Berestova A. (2021). Building an online educational platform to promote creative and affective thinking in special education. Thinking Skills and Creativity, 40, 100841. EDN TWVNXZ. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2021.100841
5. 5. Екжанова, Е. А., и Резникова, Е. В. (2008). Основы интегрированного обучения. Москва: Дрофа. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=200357681
6. 6. Guseynova, A. A., & Manuilova, V. V. (2020). Organizational and methodological aspects of distance learning for children with special educational needs. In: SHS Web of Conf., 87, 00042. International Scientifc and Practical Conference “Teacher Professionalism: Psychological and Pedagogical Support of a Successful Career”. https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2020/15/shsconf_ictp2020_00042/shsconf_ictp2020_00042.html
7. 7. Левченко, И. Ю., Приходько, О. Г., и Гусейнова, А. А. (2008). Детский церебральный паралич: коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. Москва. 175 c. https://search.rsl.ru/ru/record/01004090359?ysclid=lsstnqyizu267438181
8. 8. Левченко, И. Ю., Приходько, О. Г., и Гусейнова, А. А. (2016). Интеграция дошкольников с нарушениями двигательного развития в образовательные организации. Москва. 128 с. (Сер. Специальная психология.). https://www.nbcmedia.ru/upload/iblock/316/guseynova_verstka_to_print.pdf?ysclid=lsstoy27m6494973821
9. 9. Богданова, Т. Г., Гусейнова, А. А., и Назарова, Н. М. (2024). Педагогика инклюзивного образования. Учебник. Москва: ИНФРА-М. 335 с. (Сер. «Высшее образование: бакалавриат»). https://www.labirint.ru/books/686259/?ysclid=lssqtvoof2895618953
10. 10. Мануйлова, В. В. (2016) Психолого-педагогическое сопровождение как необходимое условие функционирования системы инклюзивного образования. В: Теория, история и методология психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Сборник статей по материалам VIII Международного теоретико-методологического семинара (с. 50–57). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26517545
11. 11. Guseynova, A. A. (2022). Special Educational Needs of Preschool Children with Musculoskeletal Disorders. In: Arinushkina, A. A., & Korobeynikov, I. A. (Eds.). Education of Children with Special Needs. Theoretical Foundations and Practical Experience in the Selected Works of Russian, Belarus, and Polish Scholars (pp. 203–209). Cham, Switzerland: Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-031-13646-7_21
12. 12. Гусейнова, А. А. (2016). Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста в образовательных организациях. В: Раннее развитие и коррекция: теория и практика. Сборник научных статей по материалам научно-практической конференции (с. 51–56). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26402522
13. 13. Doncheva, J., Rahim Abdul Hussein, F., & Habeb Al-Obaydi, L. (2022). Pedagogical interactions for sensory development in preschool children. Proceedings of university of ruse, 61, book 6.2, 35–42. https://conf.uni-ruse.bg/bg/docs/cp22/6.2/6.2-6.pdf
14. 14. Baglay, Y. (2022, 9 декабря). Comparative analysis of M. Montessori, A. V. Zaporozhets and L. A. Winger’s sensory education systems for pre-school children. In: The youth of the 21st century: education, science, innovations. Proceedings of IX International Conference for Students, Postgraduates and Young Scientists (с. 179–182). Vitebsk, Belarus: Vitebsk State University named after P. M. Masherov. https://elibrary.ru/item.asp?id=49959716
15. 15. Гусейнова, А. А., и Парамонова, Г. В. (2022). Развитие навыков самообслуживания в процессе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми двигательными нарушениями. Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения, 1, 42–48. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47696785
16. 16. Mooney, C. G. (2013). Theories of Childhood, Second Edition: An Introduction to Dewey, Montessori, Erikson, Piaget & Vygotsky (NONE). Yorkton: Redleaf Press. https://archive.org/details/theoriesofchildh00moon/page/n3/mode/2up
17. 17. Мануйлова, В. В. (2016). Стимулирование развития ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционно-развивающей среды сенсорной комнаты. В: Раннее развитие и коррекция: теория и практика. Сборник научных статей по материалам научно-практической конференции (с. 166–170). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26402541
18. 18. Смолин, О. Н. (2007). Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: процедура законодательного обеспечения. Дефектология, 5, 77–85. https://elibrary.ru/item.asp?id=9556123&ysclid=lsn7b72s6z703546801
19. 19. Екжанова, Е. А. (2022). Современное состояние специального и инклюзивного образования. Системная психология и социология, 2(42), 26–35. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2022.42.2.03
20. 20. Шматко, Н. Д. (2010). Организация воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности. Дефектология, 5, 12–19. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15231870
21. 21. Иванова, А. Е., Кравец, О. Ю., Рыбкина, И. А., Соломаха, Л. С., и Пикалева, Е. Ю. (2014). Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Санкт-Петербург: КАРО. https://prior.studentlibrary.ru/book/ISBN9785992501346.html2
22. 22. Приходько, О. Г., Мануйлова, В. В., и Гусейнова, А. А. (2021). Дошкольная дефектология в схемах и в таблицах. Москва: МГПУ. https://elibrary.ru/rkxudd?ysclid=lvqxcn6j6w435865544
23. 23. Ушакова, Е. В. (2015). Семья ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной среды. В: Мир специальной педагогики и психологии. Научно-практический альманах (с. 156–163). Москва. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25553032
Скачать файл .pdf 976.96 кб