Авторы
- Полякова Надежда Петровна кандидат педагогических наук
Аннотация
Актуальность проблемы построения образовательной траектории в контексте дополнительного профессионального образования педагогов, работающих с детьми с нарушениями зрения, обусловливается необходимостью трансляции современного опыта проектирования индивидуальной траектории детей с ограниченными возможностями здоровья (слепых), а также модернизации системы профессиональной подготовки будущих специалистов сопровождения и дополнительного профессионального образования. Данная статья направлена на выявление и научное обоснование специфики в построении
образовательной траектории в контексте дополнительного профессионального образования педагогов, работающих с детьми с нарушениями зрения. При работе над статьей свое применение нашли контент-анализ материалов конференции, ретроспективный анализ данных, педагогический эксперимент, практические методы. В статье обосновано, что программы повышения квалификации педагогов необходимо выстраивать с учетом специфики работы с детьми с нарушениями зрения, которая усматривается в компонентах профессиональных компетенций. Предлагаемые программы должны содержать инвариантный и вариативный модули, также для определения их целесообразности необходима унифицированная процедура внешней экспертизы. Материалы статьи найдут свое применение при моделировании индивидуальной образовательной траектории педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, при подготовке исследований в области специальной педагогики.
Как ссылаться
Полякова, Н. П. (2024). СПЕЦИФИКА ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ В КОНТЕКСТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 18 (2), 168. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2024.18.2.10
Список литературы
1.
1. Ахулкова, А. И. (2018). Содержание переподготовки педагогов дошкольного образования в условиях инклюзии. Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 3(80).
2.
2. Возняк, И. В. (2017). Развитие системы подготовки педагогов для инклюзивного образования детей в России. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров, 2(31).
3.
3. Зыскина, М. А., и Шрамко, Н. В. (2014). Дополнительное профессиональное образование педагогов для инклюзивного образования. Педагогическое образование в России, 1.
4.
4. Мануйлова, В. В. (2013а). Использование системы дополнительного профессионального образования в процессе повышения квалификации кадров системы специального образования. В: Специальная педагогика и специальная психология. Сборник научных статей участников V Международного теоретико-методологического семинара (с. 242–246).
5.
5. Мануйлова, В. В. (2013b). Использование системного подхода при реализации технологии модульного обучения в процессе подготовки дефектологов. В: Богданова, Т. Г., и Назарова, Н. М. (Ред.). Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы. Коллективная монография (с. 321–326). Москва.
6.
6. Смолин, О. Н. (2016а). Российское образовательное законодательство. Философско-методологические и социально-правовые проблемы. Часть I. Философские науки, 1, 9–20.
7.
7. Смолин, О. Н. (2016b). Российское образовательное законодательство. Философско-методологические и социально-правовые проблемы. Часть II. Философские науки, 2, 7–21.
8.
8. Смолин, О. Н. (2007). Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: процедура законодательного обеспечения. Дефектология, 5, 77–85.
9.
9. Полякова, Н. П. (2023а). Организационно-содержательные аспекты реализации проекта «концептуальная модель системы обучения русскому (неродному) языку слепых подростков-билингвов». Международный научно-исследовательский журнал, 11(137).
10.
10. Полякова, Н. П. (2023b). Система обучения русскому (неродному) языку слепых подростков-билингвов. Москва: ПАРАДИГМА. 128 с.
11.
11. Кантор, В. З., Никулина, Г. В, и Никулина, И. Н. (2021). Влияние институциональных условий обучения на развитие самоотношения подростков со зрительной недостаточностью. В: Слепые и слабовидящие дети в системе непрерывного образования: комплексное сопровождение. Монография для тифлопедагогов-практиков (с. 196–210). Российский государственный педагогический университет им. А. И. Гер- цена, Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушениями зрения. Санкт-Петербург.
12.
12. Lillehaugen, B. D., Moats, G. E., Gillen, D., Peters, E., & Schwartz, R. (2014). A tactile IPA magnet-board system: A tool for blind and visually impaired students in phonetics and phonology classrooms. Language: Teaching Linguistics, 90(4), e274–e283.
https://scholarship.haverford.edu/linguistics_facpubs/22/
13.
13. Stepien-Bernabe, N. N., Lei, D., McKerracher, A., & Orel-Bixler, D. (2019). The Impact of Presentation Mode and Technology on Reading Comprehension among Blind and Sighted Individuals. Optometry and vision science: official publication of the American Academy of Optometry,
96(5), 354–361. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6493670/
14.
14. Tobin, M. J., & Hill, E. W. (2015). Is literacy for blind people under threat? Does Braille have a future? British Journal of Visual Impairment, 33(3), 239–250. https://doi.org/10.1177/0264619615591866
15.
15. Пурышева, Н. С. (2006). Структура образовательной концепции в практике педагогического исследования. Образование и наука, 8, 12–20.
16.
16. Тупоногов, Б. К. (2009). Оценка знаний, умений и навыков слепых и слабовидящих школьников. Дефектология, 6, 37–41.
17.
17. Тупоногов, Б. К. (2006). Содержание и методы обучения детей с нарушением зрения. Научно-методическое пособие. Академия повышения квалификации и проф. переподгот. работников образования. Москва: АПКиППРО. 69 с. https://hksbs.ru/catalog2/содержание-и-методы-обучения-детей-с-н/