Главная Выпуски 18 (2)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ И КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Теория и практика профессионального образования , УДК: 373 DOI: 10.25688/2076-9121.2024.18.2.07

Авторы

  • Спиридонова Юлия Сергеевна

Аннотация

Современное общество характеризуется высокими темпами цифровизации, что вносит определенные коррективы в сферу образования. К подготовке учителей предъявляются новые требования, одним из которых является умение моделирования и внедрения электронных образовательных ресурсов в учебный процесс. Одним из таких элементов профессиональной подготовки учителя является цифровая культура. Целью исследования является рассмотрение взаимосвязи категорий «цифровая культура» и «критическое мышление», которые имеют место в ходе профессиональной подготовки будущих учителей в классическом университете. Изучение проблемы базируется на теоретических методах исследования: автором статьи был проведен анализ научно-исследовательской литературы, в которой рассматриваются вопросы формирования цифровой культуры и критического мышления обучающихся, благодаря чему была выявлена взаимосвязь данных категорий. Автор аргументирует актуальность формирования цифровой культуры будущих учителей, а также развития у них критического мышления как необходимого условия формирования компонентов цифровой культуры. В статье приводятся примеры методов обучения с использованием цифровых инструментов, эффективных для развития критического мышления и цифровой культуры. Одним из путей решения проблемы формирования цифровой культуры и развития критического мышления является создание элективного курса, направленного на ознакомление будущих учителей с возможностями информационных технологий, развитие у них навыков применения цифровых инструментов в своей будущей профессиональной деятельности, а также обучение моделированию и внедрению электронных образовательных ресурсов в учебный процесс для повышения его эффективности.

Как ссылаться

Спиридонова, Ю. С. (2024). ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ И КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 18 (2), 118. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2024.18.2.07
Список литературы
1. 1. Алдошина, М. И. (2023). Проблемы и перспективы влияния информационных технологий на педагогическое образование в университете. В: Образовательное пространство в информационную эпоху. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, Москва, 06–07 июня 2023 г. Москва: Институт стратегии развития образования.
2. 2. Розин, В. М. (2023) Цифровизация в образовании (по следам исследования «Трудности и перспективы цифровой трансформации образования»). Культура культуры, 1.
3. 3. Гнатышина, Е. В. (2018). Педагогический инструментарий формирования цифровой культуры будущего педагога. Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 3, 46–54.
4. 4. Носова, Л. С. (2019). Модель цифровой культуры будущих педагогов в условиях цифровизации образования. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 4, 134–154.
5. 5. Мезинов, В. Н. (2020). Актуализация проблемы формирования цифровой культуры студентов педагогического направления. Нижегородское образование, 4, 65–71. https://cyberleninka.ru/article/n/aktualizatsiya-problemy-formirovaniya-tsifrovoykultury-studentov-pedagogicheskogo-napravleniya
6. 6. Шаухалова, Р. А. (2020). Организационно-педагогические условия формирования цифровой культуры студентов университета. Современная высшая школа: инновационный аспект, 2, 63–69.
7. 7. Ярычев, Н. У., и Гнатышина, Е. В. (2019). Теоретические аспекты применения деятельностно-рефлексивного подхода к формированию цифровой культуры учителя. Современная высшая школа: инновационный аспект, 11, 4(46), 31–37. https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-primeneniya-deyatelnostnorefleksivnogo-podhoda-k-formirovaniyu-tsifrovoy-kultury-uchitelya
8. 8. Спиридонова, Ю. С. (2023). Понятие и структура цифровой культуры будущего педагога. Образование и общество, 5(142), 83–89.
9. 9. Yuan, R., & Liao, W. (2023). Critical thinking in teacher education: where do we stand and where can we go? Teachers and Teaching, 29(6), 543–552. https://doi.org/10.1080/13540602.2023.2252688
10. 10. Paul, R., & Elder, L. (2008). The Miniature Guide to Critical Thinking. Concepts and Tools. Foundation for Critical Thinking Press.
11. 11. Муштавинская, И. (2022). Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Санкт-Петербург: КАРО. 153 с.
12. 12. Хачумян, Т. И. (2023) Понятие «критическое мышление» и его сущность в психолого-педагогической науке. В: Теоретические вопросы культуры, образования и воспитания. Сб. наук. пр. (вып. 24, ч. 2, с. 171–177). Киев: КНЛУ.
13. 13. Семенова, О. М. (2015). Методы изучения критического мышления будущего учителя. Изв. Самар. науч. центра РАН, 1(17), 60–63.
14. 14. Wang, D., & Jia, Q. (2023). Twenty years of research development on teachers’ critical thinking: Current status and future implications — A bibliometric analysis of research articles collected in WOS. Thinking Skills and Creativity, 48, 101252. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2023.101252
15. 15. Han, W., & Nur, A. (2023). The role of teachers’ creativity in higher education: A systematic literature review and guidance for future research. Thinking Skills and Creativity, 48, 101302. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2023.101302
16. 16. Соломенко, А. А., Коновал, А. А., и Туркот, Т. И. (2016). Элементы технологии развития критического мышления будущих учителей физики. В: Крутский, А. Н., и Гибельгауз, О. С. (Науч. ред.). Психодидактика высшего и среднего образования. Материалы Одиннадцатой международной научно-практической конференции, Барнаул, 12–14 апреля 2016 г. (с. 137–139). Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет.
17. 17. Халперн, Д. (2000). Психология критического мышления. Санкт-Петербург: Питер. 512 с.
18. 18. Торыбаева, Ж., Беркимбаев К., и Байманова У. (2021). Система подготовки будущего учителя английского языка к формированию критического мышления школьников. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана, 7, 254–260. https://doi.org/10.26104/NNTIK.2019.45.557
19. 19. Зеер, Э. Ф. (2005). Компетентностный подход к образованию. Образование и наука, 3(33), 27–40.
20. 20. Davies, M. (2013). Critical thinking and the disciplines reconsidered. Higher Education Research & Development, 32(4), 529–544. https://doi.org/10.1080/07294360.2012.697878
21. 21. Kirk, M., Tytler, R., & White, P. (2023). Critical thinking in primary science through a guided inquiry pedagogy: A semiotic perspective. Teachers and Teaching, 29(6), 615–637. https://doi.org/10.1080/13540602.2023.2191181
22. 22. Dewey, J. (1910). How we think. D. C. Heath and Company, Lexington. https://archive.org/details/howwethink000838mbp/page/n1/mode/2up
23. 23. Diler, O., & Aggul, G. (2021). Critical Thinking for Teachers. https://www.researchgate.net/publication/351487185_Critical_Thinking_for_Teachers
24. 24. Kromme, Ch. (2017). Humanification: Go Digital, Stay Human. UK, Gloucestershire: The Choir Press. 242 p.
25. 25. Meirbekov, A., Maslova, I., & Gallyamova, Z. (2022). Digital education tools for critical thinking development. Thinking Skills and Creativity, 44, 101023. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2022.101023
Скачать файл .pdf 351.09 кб