Главная Выпуски 18 (3)

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Специальная педагогика и специальная психология , УДК: 376.112.4 DOI: 10.25688/2076-9121.2024.18.3.06

Авторы

  • Мануйлова Виктория Викторовна доктор педагогических наук, доцент
  • Гусейнова Аща Айирмагомедовна кандидат педагогических наук

Аннотация

В статье рассмотрены ключевые вопросы создания инклюзивной среды в колледжах и техникумах для молодежи с инвалидностью и нарушениями психофизического развития. Проведен подробный анализ зарубежных и отечественных современных исследований в области профессиональной подготовки молодежи с ограничениями жизнедеятельности. Описан диагностический инструментарий, позволяющий оценить уровень готовности профессиональных образовательных организаций к осуществлению инклюзивной практики и провести всестороннюю оценку условий реализации инклюзивных процессов на социально-педагогическом, личностно-деятельностном, организационно-дидактическом уровнях с позиции разных участников обучения студентов с инвалидностью и отклонениями в психофизическом развитии. Осуществлено исследование создания в колледжах и техникумах разных регионов страны специальных условий, обеспечивающих повышение востребованности профессионального образования среди абитуриентов с инвалидностью и нарушениями психофизического развития и их родителей, а также улучшение качества профессиональной подготовки данной категории граждан. В процессе диагностических процедур был осуществлен SWOT-анализ среды колледжей и техникумов, что позволило выявить сильные и слабые стороны организации инклюзивной среды каждой профессиональной образовательной организации, участвующей в исследовании. Были определены риски и возможности развития инклюзивного профессионального образования, в том числе среднего, с учетом специфики регионального рынка труда, перспективной программы развития субъекта Российской Федерации. Проведенное посредством кластерного анализа исследование позволило выделить уровни создания специальных условий для обучающихся с инвалидностью и нарушениями психофизического развития, дать их описательную характеристику, определить перспективы развития инклюзивной образовательной среды каждой профессиональной образовательной организации, участвующей в данном исследовании.

Как ссылаться

Мануйлова, В. В. & Гусейнова, А. А. (2024). ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 18 (3), 91. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2024.18.3.06
Список литературы
1. 1. Алехина, С. В., Мельник, Ю. В., Самсонова, Е. В., и Шеманов, А. Ю. (2021). Оценка инклюзивного процесса как инструмент проектирования инклюзии в образовательной организации. Психологическая наука и образование, 26(5), 116–126.
2. 2. Богданова, Т. Г., и Назарова, Н. М. (2016). Педагогика инклюзивного образования. Москва. Сер. Высшее образование: Бакалавриат.
3. 3. Bogdanova, T. G., & Popova, T. M. (2020). Image of the world as the basis of ethnic dialogue. In: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Conference proceedings (pp. 751–758). London. https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.11.03.80
4. 4. Гончарова, Е. Л., и Кукушкина, О. И. (2015). Подбор образовательной среды, адекватной новым возможностям ребенка, и его дальнейшее сопровождение. Альманах Института коррекционной педагогики РАО, 21-1(21), 38–41.
5. 5. Левченко, И. Ю., Приходько, О. Г., Мануйлова, В. В., Гусейнова, А. А., и Холоднова, Л. Ф. (2017). Результаты мониторинга специальных условий инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Стандарты и мониторинг в образовании, 5(6), 34–40.
6. 6. Manuilova, V., Guseynova, A., & Khitryuk, V. (2021, March 9). Interactive technologies for forming professional competences of management and pedagogical teams in an inclusive organization. In: Education and City: Education and Quality of Living in the City. The Third Annual International Symposium (vol. 98, article 5018, pp. 1–8). Moscow. https://doi.org/10.1051/shsconf/20219805018
7. 7. Левченко, И. Ю., и Абкович, А. Я. (2017). Вариативность особых образовательных потребностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата как основа проектирования специальных условий обучения. Дефектология, 2, 14–21.
8. 8. Мануйлова, В. В., и Гусейнова, А. А. (2017). Инновации в системе профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями: конкурсы профессионального мастерства. Коррекционная педагогика: теория и практика, 2(72), 40–53.
9. 9. Мануйлова, В. В. (2022). Технология проектирования инклюзивной образовательной среды в организациях среднего профессионального образования. Специальное образование, 2(66), 160–170.
10. 10. Oralkanova, I. A., & Volkova, T. G. (2020). Psychological and pedagogical conditions for preparing teachers for inclusive education. Bulletin of Psychology and Pedagogy of the Altai State University, 4, 41–52.
11. 11. Мануйлова, В. В. (2016, 14 марта). Психолого-педагогическое сопровождение как необходимое условие функционирования системы инклюзивного образования. В: Теория, история и методология психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Сборник статей по материалам VIII Международного теоретико-методологического семинара (с. 50–57). Москва.
12. 12. Guseynova, A. A. (2022). Special educational needs of preschool children with musculoskeletal disorders. In: A. A. Arinushkina, & I. A. Korobeynikov (Eds.). Education of children with special needs: theoretical foundations and practical experience in the selected works of Russian, Belarus, and Polish scholars (pp. 203–209). Cham, Switzerland: Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-031-13646-7_21
13. 13. Continuous Staged Psychological and Pedagogical Support of Children with Cerebral Palsy in the System of Complex Rehabilitation. In: A. A. Arinushkina, & I. A. Korobeynikov (Eds.). Education of children with special needs: theoretical foundations and practical experience in the selected works of Russian, Belarus, and Polish scholars (pp. 283–291). Cham, Switzerland: Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-031-13646-7_29
14. 14. Смолин, О. Н. (2007). Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: процедура законодательного обеспечения. Дефектология, 5, 77–85.
15. 15. Екжанова, Е. А. (2022). Современное состояние специального и инклюзивного образования. Системная психология и социология, 2(42), 26–35. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2022.42.2.03
16. 16. Абкович, А. Я. (2017). Вариативность особых образовательных потребностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата как основа проектирования специальных условий обучения. Дефектология, 2, 14–21. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28938869
17. 17. Гусейнова, А. А. (2016, 17 февраля). Специальные условия получения образования обучающимися с тяжелыми (множественными) нарушениями развития. В: Проблемы реализации ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья. Сборник статей по материалам круглого стола (с. 47–54). Москва.
18. 18. Екжанова, Е. А., Резникова, Е. В. (2008). Основы интегрированного обучения. Москва: Дрофа.
19. 19. Мануйлова, В. В. (2013). Использование системы дополнительного профессионального образования в процессе повышения квалификации кадров системы специального образования. В: Специальная педагогика и специальная психология. Сборник научных статей участников V Международного теоретико-методологического семинара (т. 2, с. 242–246). Москва.
20. 20. Мануйлова, В. В. (2013). Использование системного подхода при реализации технологии модульного обучения в процессе подготовки дефектологов. В: Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы. Коллективная монография (с. 321–326). Под ред. Т. Г. Богдановой, Н. М. Назаровой. Москва.
21. 21. Guseynova, A. A., & Manuilova, V. V. (2020). Organizational and methodological aspects of distance learning for children with special educational needs. In: Teacher Professionalism: Psychological and Pedagogical Support of a Successful Career. International Scientifc and Practical Conference (vol. 87, article 00042, pp. 1–8). https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2020/15/shsconf_ictp2020_00042/shsconf_ictp2020_00042.html
22. 22. Зыскина, М. А., и Шрамко, Н. В. (2014). Дополнительное профессиональное образование педагогов для инклюзивного образования. Педагогическое образование в России, 1, 201–204. https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-professionalnoeobrazovanie-pedagogov-dlya-inklyuzivnogo-obrazovaniya
23. 23. Baindurashvili, A. (2009). Combined orthopedic and neurosurgical approach to treatment of children with cerebral palsy. J.Child Orthop, 3(1), 16.
Скачать файл .pdf 570.99 кб