Авторы
- Гонохова Тамара Алексеевна
- Благовская Евгения Васильевна
Аннотация
Актуальность исследования особенностей социально-психологического сопровождения подростков, склонных к суицидальному поведению, в условиях образовательной организации обусловлена тем, что Россия занимает шестое место в мире по количеству суицидов среди всех возрастных групп. Объяснить данную тенденцию может то, что многие современные подростки не способны найти позитивный смысл собственной жизни из-за разрушения старых ценностей и традиций, замены живого общения на интернет-общение, несформированности рефлексии и эмпатии, отсутствия эффективных навыков разрешения конфликтных ситуаций и др. Предупреждение суицидального поведения в подростковом возрасте является актуальной темой и требует
единого подхода в реализации социально-психологического сопровождения подростков в условиях образовательной организации. В связи с этим данная статья направлена на выявление причин суицидального поведения подростков, разработку программы их социально-психологического сопровождения. Ведущим методом в исследовании данной проблемы являлся метод тестирования, который позволил выявить уровень склонности подростков к суицидальному поведению. Выборка исследования включала 29 подростков. В статье выявлены подростки, составляющие латентную группу суицидального риска. Обоснована необходимость осуществления социально-психологического сопровождения данной группы подростков. Доказана эффективность реализованной программы в профилактике суицидального поведения, в формировании позитивного отношения к жизни, через принятие себя, расширение навыков самоконтроля и психологической защиты в трудных жизненных ситуациях, сочетание индивидуальных и групповых форм работы с подростками с нестабильным психоэмоциональным состоянием. Представленные в статье материалы позволяют учитывать особенности социально-психологического сопровождения подростков, склонных к суицидальному
поведению, в условиях образовательной организации; разработанная авторами программа способствует эффективной работе с указанными подростками.
Как ссылаться
Гонохова, Т. А. & Благовская, Е. В. (2024). ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ, В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 18 (3), 122. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2024.18.3.08
Список литературы
1.
1. Гетманова, Н. А., и Благовская, Е. В. (2023). Социально-коррекционная деятельность с лицами, склонными к суицидальному поведению. В: Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества. Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (с. 280–283). Горно-Алтайск. https://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=5180:1142&catid=19:pedagogy&Itemid=175
2.
2. Благовская, Е. В., и Гонохова, Т. А. (2019). Профилактика суицидального поведения подростков как один из аспектов формирования здорового пути. Проблемы современного педагогического образования, 62, 282–285. https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-suitsidalnogo-povedeniya-podrostkov-kak-odin-iz-aspektovformirovaniya-zdorovogo-puti
3.
3. Гонохова, Т. А., и Благовская, Е. В. (2023). Технологии социально-психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в современной образовательной организации. В: Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества. Материалы
Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (с. 38–44). https://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=5180:1142&catid=19:pedagogy&Itemid=175
4.
4. Лукьяненко, Т. И., Гонохова, Т. А., и Мищенко, Е. В. (2018). Психологическое диагностирование в работе школьного педагога-психолога. Горно-Алтайск. 382 с.
5.
5. Разнадежина, Н. А., и Бездольная, Л. А. (2012). Профилактика суицида среди несовершеннолетних. Сургут. 130 с.
6.
6. Бочаров, А. Д. (2021). Саморазрушающее поведение как следствие эмоционального неблагополучия у подростков. Педагогика и Психология. Теория и практика, 4(36), 43–46.
7.
7. Семенова, Н. Б., и Лаптева, Л. В. (2015). Способ профилактики эмоциональных нарушений у учащихся образовательных учреждений Республики Алтай. Медицинская технология. 42 с.
8.
8. Чухрова, М. Г., Чухров, А. С., и Иванова, Н. А. (2023). Межэтнические аспекты современной алтайской школы. Мир науки, культуры, образования, 2 (99), 43–45. https://cyberleninka.ru/article/n/mezhetnicheskie-aspekty-sovremennoy-altayskoy-shkoly
9.
9. Мишина, С. С. (2022). Психолого-педагогическая модель превенции суицидального риска у подростков. Автореферат дис. ... канд. психол. наук. Саратов.
10.
10. Васильченко, М. В. (2009). Психологическое сопровождение подростков группы риска, склонных к кризисным состояниям и суицидальному поведению. Автореферат дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь.
11.
11. Марина, И. Е. (2009). Психологическое сопровождение личности, склонной к суицидальным формам поведения. Монография. Красноярск. 152 с. ISBN 978-5-8173-0374-5