Главная страница Архив Роль физиологического фактора в процессе социально-бытовой адаптации детей раннего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Роль физиологического фактора в процессе социально-бытовой адаптации детей раннего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Специальная педагогика и специальная психология , УДК: 159.9.075+37.04-053

Авторы

  • Роль физиологического фактора в процессе социально-бытовой адаптации детей раннего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Аннотация

В статье представлены результаты исследования по проблеме формирования социально-бытовых навыков у детей раннего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА) в условиях домашней среды. В ходе исследования выявлено, что к трёхлетнему возрасту у большинства детей, с двигательной церебральной патологией, элементарные бытовые умения и навыки в области самообслуживания являются не сформированными, что сказывается на дальнейшей социализации ребёнка-инвалида. Актуальность проблемы обусловлена тем, что адаптация детей данной категории к условиям дошкольного образовательного учреждения (далее - ДОУ), в том числе, специализированного, проходит сложнее и дольше, нежели у сверстников с аналогичными нозологическими характеристиками, но с частично сформированными навыками ухода за собой. Таким образом, статья направлена на выявление фактора, оказывающего влияние на положительный результат процесса социально-бытовой адаптации ребёнка раннего возраста с НОДА в семье. В статье представлены результаты исследования крупных движений и мелкой моторики, как компонентов совокупного физиологического фактора, а также, социально-бытовое поведение детей раннего возраста, как умение ухаживать за собственным телом и совершать элементарные манипуляции с предметами быта. Выявлена позиция родителей в отношении детской активности в естественных жизненных ситуациях. Для определения связи между изученными параметрами, применён метод множественных корреляций. В статье объясняются причины, по которым физиологический фактор не имеет тесной корреляционной связи с самообслуживанием детей целевой группы, а также обосновывается значимость социального фактора в процессе бытовой адаптации таких детей к домашней среде. Выводы по результатам исследования представляют практическую значимость в подготовке детей с НОДА в адаптации к условиям ДОУ и дальнейшей социализации.
Список литературы
1. Сеченов, И. М. (2015). Рефлексы головного мозга. Избранные произведения/И. М. Сеченов. - М.: АСТ. – 352 с.
2. Бадалян, Л.О., Журба, Л.Т. и Тимонина, О.В. (1988). Детские церебральные параличи. – Киев: – 322 с. https://studfile.net/preview/9692084/page:2/
3. Запорожец, А. В. (2000) Психология действия.— М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», . — 736 с. – URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=12564.
4. Лаврентьева, А. Н. (2002). Социально-бытовая адаптация детей с церебральными параличами в условиях реабилитационного учреждения: Дис. канд. Пед. Наук: 13.00.01: Якутск, – 176 с. РГБ ОД, 61:02-13/1478-6.1.
5. Алексеева, Г. Ю., Шоломов И. И. (2011).Оценка факторов риска, участвующих в развитии ДЦП у детей-инвалидов // Саратовский научно-медицинский журнал. – Т. 7. – №. 2. – С. 446-450.
6. Пак, Л.А., Кузенкова, Л.М., Фисенко, А.П., Куренков, А.Л. (2019). Детский церебральный паралич: клинические и инструментальные характеристики. Российский педиатрический журнал. - 22(1): 4-11. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2019-22-1-4-11. 7
7. Кондрашова А.А. Формирование социальных навыков у детей раннего возраста с церебральным параличом. Дис…Москва – 2021, с.66.
8. Гусейнова А.А., Парамонова Г. В. Развитие навыков самообслуживания в процессе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми двигательными нарушениями// Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2022. № 1. С. 42−48.
9. Приходько, О.Г. (2008). Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации. Монография – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена. – 208 с.
10. Выготский, Л.С. (1995). Проблемы дефектологии./Л.С. Выготский. М.: Просвещение. – 527с.
11. Выготский, Л.С. (1996). Педагогическая психология/Л. С.; под ред. В. В. Давыдова. – Москва: Педагогика - Пресс. – 536 с.
12. Лысенко, А.Е., Казунина, И.И. (2014)./Инновационная технология комплексной реабилитации детей-инвалидов в условиях семьи «Домашний микрореабилитационный центр»: учебно-методическое пособие/Москва, АНО «Национальный центр проблем инвалидности». - 105 л.
13. Mokhtari M., Abootorabi F. Lived experiences of mothers of children with cerebral palsy in Iran: A phenomenological study // Child & Youth Services. 2019. Vol. 40. № 3. P. 224–244. DOI: 10.1080/0145935X.2019.1594757.
14. Park E. Y. Relationship among gross motor function, parenting stress, sense of control, and depression in mothers of children with cerebral palsy // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18. № 17. P. 110. DOI: 10.3390/ijerph18179285.
15. Smith M., Blamires J. Mothers’ experience of having a child with cerebral palsy. A systematic review // Journal of Pediatric Nursing. 2022. Vol. 64. № 7. P. 64–73. DOI: 10.1016/j.pedn.2022.01.014.
16. Ерахтина, Г.В, Коган, Б.М. (2024).Влияние мотивации родителей на социально-бытовую адаптацию детей раннего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. № 1. С. 22–29. DOI: 10.47639/2074-4986_2024_1_22.
17. Мартин, З. (2015)./Обучение навыкам моторики детей с ДЦП. Пособие для родителей и профессионалов.: Рама Паблишинг. - 336 с.
18. Nancie R. Finnie Handling the Young Child with Cerebral Palsy at Home Книга для родителей Серия: Особый ребенок Издательство: Теревинф 2009. - с. 234.
19. МКФ, ограничений жизнедеятельности и здоровья / Всемирная организация здравоохранения, Женева, 2001. Краткая версия. СПб: Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов Министерства труда и соц. развития РФ, 2003.
20. Ireton, Harold R. Child Development Inventory Assessment of Children's Development, Symptoms, and Behavior Problems. PUB DATE [90], - 20.
21. Шапиро, Я.Н., Чистович, И.А. (2000)/ Руководство по оценке уровня развития детей от 1 года 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев по русифицированной шкале RCDI-2000. – СПб.: СПб Институт раннего вмешательства. - 62 с, с.4-5, с.16.
22. Castro Ruiz, l., & Mordokoff, l. (2003). Data Analysis in the Psychological Sciences: A Practical, Applied, Multimedia Approach; University of Lowa Libraries. https://doi.org/10.225820/work.006 216.
23. Лукьянченко, Н.В. (2013).Формирование позитивной родительской идентичности родителей детей с особенностями развития в контексте работы служб сопровождения // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 2. С. 35–42.
24. Маркова, С.В. (2020). Влияние личностного развития родителей на социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья./Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review: 2020.1(29) DOI: 10.23951/2307-6127-2020-1-64-72.