Авторы
- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА
Аннотация
Исследование темы представляется целесообразным от частного к общему – дифференцировав явление профессионального самосознания на несколько условных блоков: «что такое самосознание?», «что такое профессиональное самосознание?», «специфика профессионального самосознания будущих педагогов», «средства развития профессионального самосознания будущих педагогов» и «место исследовательской деятельности в развитии профессионального самосознания будущих педагогов». Цель исследования – определить перспективы развития профессионального самосознания студентов педагогического бакалавриата средствами исследовательской деятельности. Методологической основой исследования выступают диалектический метод познания, частно-научные методы и восхождение от абстрактного к конкретному. В работе сформирован понятийный аппарат: сформулированы определения сознания, бессознательного, самосознания и профессионального самосознания на основе философских и психологических положений, направленных на разрешение проблемы профессионального самосознания. Выявлены уровни и составляющие профессионального самосознания будущих педагогов, определяющие структуру профессионального самосознания, которая включает практическую, исследовательскую и педагогическую направленность. Установлены преимущества исследовательской деятельности как средства развития профессионального самосознания в сравнении с практической и педагогической деятельностью. В качестве ключевого преимущества утверждается снятие в рамках исследовательской деятельности противоречия между идеальным и реальным профессиональным образом Я, гармонизация образов, преодоление профессиональной самоидентификации через познание педагогической действительности и себя как субъекта профессиональной педагогической деятельности. Исследовательская деятельность охватывает одновременно ценностно-смысловое, содержательное и функциональное ядро профессиональной педагогической деятельности, т.е., выступает совокупностью средств развития профессионального самосознания через эмоционально-личностную, эмоционально-ценностную и эмоционально-гностическую вовлеченность, что способствует формированию гармоничного дуального образа будущей профессиональной деятельности.
Список литературы
1.
Брессо, Т.И. (2013). Изучение просоциальной мотивации студентов социономических профессий // Russian Journal of Education and Psychology. № 1. С. 90-100.
2.
Гаспарян, Д.И. (2020). Феноменология без трансцендентального субъекта: нейрофеноменология и энактивизм в поисках перспективы от первого лица // Философский журнал. С. 80-96.
3.
Гуссерль, Э. (1998). Картезианские размышления. СПб.: Шука; Ювента. 315 с.
4.
Дроздова, О.В. (2015). Характеристика и содержание понятия «Профессиональная направленность на педагогическую профессию» // Молодежный сборник научных статей «Научные стремления». № 2. С. 30-35.
5.
Кандаурова, А.В. (2023). Профессиональная направленность студентов педагогических вузов: постановка проблемы // Вестник Нижневартовского государственного университета. № 4. С. 45-56.
6.
Киртава, Г.Т. (2023). Влияние социокультурных факторов на развитие профессиональной направленности будущего педагога // Тенденции развития науки и образования. С. 40-43.
7.
Кордовская, Е.К. (2011). Рефлексия и целеполагание как механизмы развития профессионального самосознания студентов // Теория и практика общественного развития. № 2. С. 78-86.
8.
Нагель, Т. (2001). Что все это значит? Очень краткое введение в философию. / Пер. с англ. А. Толстова. М.: Идея-Пресс. 84 с.
9.
Ожегов, С.И. (2012). Толковый словарь русского языка [Текст] : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов ; под общ. ред. Л.И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва: Мир и Образование: ОНИКС. С. 1375.
10.
Фролова, С.В. (2022). Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования // Вестник Мининского университета. № 3. С. 34-40.
11.
Чалмерс, Д. (2013). Сознающий ум. В поисках фундаментальной теории. М.: URSS.
12.
Purkinje, J. (1825). Beobachtungen und Versuche zur Physiologie der Sinne.Zweites Bändchem (Observations and Experimentations Investigating thePhysiology of Senses). In: Neue Beträge zur Kenntnis des Sehens inSubjektiver Hinsicht. Berlin: Reimer.
13.
Herbart, Johann Friedrich. (1961). Psychology as a science, newly founded on experience, metaphysics and mathematics. [Vol. 1, pp. 158-183]. In: Classics in Psychology. Edited by Thorne Shipley… Philosophical Library [,] New York [.] Pp. 22-50.
14.
Immanuel Kant. (1974). Anthropology from a Pragmatic Point of View [.] Translated, with an introduction and notes, by Mary J. Gregor [.] Martinus Nijhoff/The Hague/ [.] xxvii,210 p. 24 cm.
15.
Ueber den psychischen Mechanismus hysterische Phänomene. (Vorläufige mittheilung.) Von Dr. Josef Breuer und Dr. Sigm. Freud… Neurologische Centralblatt, 1893, 12te jahrgang [Leipzig: Verlag von Veit & Comp.], 4-10, 43-47.
16.
William James on Exceptional Mental States [,] The 1896 Lowell Lectures [.] [Reconstructed by] Eugene Taylor [.] New York [:] Charles Scribner’s Sons [,] 1983 [.].
17.
Wundt, Wilhelm. (1961). Contributions to the theory of sensory perception. [Introduction, pp. xi-xxxii]. In: Classics in Psychology. Edited by Thorne Shipley… Philosophical Library [,] New York [.] pp. 51-78.