Главная страница Архив ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА

Педагогическое образование , УДК: 37.013.77

Авторы

  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА

Аннотация

Исследование темы представляется целесообразным от частного к общему – дифференцировав явление профессионального самосознания на несколько условных блоков: «что такое самосознание?», «что такое профессиональное самосознание?», «специфика профессионального самосознания будущих педагогов», «средства развития профессионального самосознания будущих педагогов» и «место исследовательской деятельности в развитии профессионального самосознания будущих педагогов». Цель исследования – определить перспективы развития профессионального самосознания студентов педагогического бакалавриата средствами исследовательской деятельности. Методологической основой исследования выступают диалектический метод познания, частно-научные методы и восхождение от абстрактного к конкретному. В работе сформирован понятийный аппарат: сформулированы определения сознания, бессознательного, самосознания и профессионального самосознания на основе философских и психологических положений, направленных на разрешение проблемы профессионального самосознания. Выявлены уровни и составляющие профессионального самосознания будущих педагогов, определяющие структуру профессионального самосознания, которая включает практическую, исследовательскую и педагогическую направленность. Установлены преимущества исследовательской деятельности как средства развития профессионального самосознания в сравнении с практической и педагогической деятельностью. В качестве ключевого преимущества утверждается снятие в рамках исследовательской деятельности противоречия между идеальным и реальным профессиональным образом Я, гармонизация образов, преодоление профессиональной самоидентификации через познание педагогической действительности и себя как субъекта профессиональной педагогической деятельности. Исследовательская деятельность охватывает одновременно ценностно-смысловое, содержательное и функциональное ядро профессиональной педагогической деятельности, т.е., выступает совокупностью средств развития профессионального самосознания через эмоционально-личностную, эмоционально-ценностную и эмоционально-гностическую вовлеченность, что способствует формированию гармоничного дуального образа будущей профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Ожегов, С. И. (2012). Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва: Мир и Образование: ОНИКС. 1375 с.
2. Kant, I. (1974). Anthropology from a Pragmatic Point of View. Translated, with an introduction and notes, by Mary J. Gregor. The Hague: Nijhoff. 210 p. https://archive.org/details/anthropologyfrom0000kant/page/n9/mode/2up
3. Breuer, J., Freud, S. (1893). Ueber den psychischen Mechanismus hysterische Phänomene. (Vorläufige mittheilung.). Neurologische Centralblatt, 12te jahrgang. Leipzig: Verlag von Veit & Comp., 4-10, 43-47. https://deutschestextarchiv.de/book/view/freud_hysterie_1895?p=7
4. Гиппократ (1936). Избранные книги. Гиппократ; Пер. с греч. проф. В. И. Руднева; Ред., вступ. статьи и прим. проф. В. П. Карпова. Москва: Гос. изд-во биол. и мед. лит-ры, 736 с. https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_005274224?page=1&rotate=0&theme=white
5. Herbart, Johann Friedrich. (1891). A text-book in psychology; an attempt to found the science of psychology on experience, metaphysics, and mathematics… D. Appleton and company, New York. 268 p. https://archive.org/details/textbookinpsycho1891herb/page/n9/mode/2up
6. Wundt, W. (1961). Contributions to the theory of sensory perception. [Introduction, pp. xi-xxxii]. In: Classics in Psychology. Edited by Thorne Shipley… Philosophical Library, New York, 51-78.
7. James, W. (1983). William James on Exceptional Mental States, The 1896 Lowell Lectures. Reconstructed by Eugene Taylor. New York: Charles Scribner’s Sons, 1983. 222 p. https://archive.org/details/williamjamesonex00euge
8. Гаспарян, Д. И. (2020). Феноменология без трансцендентального субъекта: нейрофеноменология и энактивизм в поисках перспективы от первого лица. Философский журнал, 1, 80-96. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42727551
9. Гуссерль, Э. (1998). Картезианские размышления. СПб.: Шука; Ювента, 315 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24175847
10. Нагель, Т. (2001). Что все это значит? Очень краткое введение в философию. Пер. с англ. А. Толстова. М.: Идея-Пресс. 84 с.
11. Дроздова, О. В. (2015). Характеристика и содержание понятия «Профессиональная направленность на педагогическую профессию». Молодежный сборник научных статей «Научные стремления», 2, 30-35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23850741
12. Брессо, Т. И. (2013). Изучение просоциальной мотивации студентов социономических профессий. Russian Journal of Education and Psychology, 1, 90-100. URL: https://elibrary.ru/pyfnwf
13. Кандаурова, А. В. (2023). Профессиональная направленность студентов педагогических вузов: постановка проблемы. Вестник Нижневартовского государственного университета, 2, 69-84. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54094439
14. Фролова, С. В. (2022). Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования. Вестник Мининского университета, 3, 34-40. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48778861
15. Кордовская, Е. К. (2011). Рефлексия и целеполагание как механизмы развития профессионального самосознания студентов. Теория и практика общественного развития, 2, 78-86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17748750
16. Федеральный государственный образоватиельный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/440301 (дата обращения: 15.07.2024)
17. Киртава, Г. Т. (2023). Влияние социокультурных факторов на развитие профессиональной направленности будущего педагога. Тенденции развития науки и образования, 101-1, 40-43. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54641073
18. Чалмерс, Д. (2013). Сознающий ум: В поисках фундаментальной теории: Перевод с английского. Издание осуществлено при участии Московского центра исследований сознания. Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Книжный дом "ЛИБРОКОМ". 512 с. ISBN 978-5-453-00045-6. EDN WABBEV. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26140865
19. Purkinje, J. (1825). Beobachtungen und Versuche zur Physiologie der Sinne.Zweites Bändchem (Observations and Experimentations Investigating thePhysiology of Senses). In: Neue Beträge zur Kenntnis des Sehens inSubjektiver Hinsicht. Berlin: Reimer.