Главная страница Архив Отношение студентов-психологов к творчеству С. Л. Рубинштейна

Отношение студентов-психологов к творчеству С. Л. Рубинштейна

Психология , УДК: 159.9.007; 159.9:93/.99

Авторы

  • Отношение студентов-психологов к творчеству С. Л. Рубинштейна

Аннотация

Проблема и цель. Публикация приурочена к отмечаемому в 2024 г. 135-летию С. Л. Рубинштейна. В рамках изучения коммеративных практик актуальным является анализ способов передачи научных традиций в университете, а также исследование отношения студентов-психологов к таким персоналиям, как Сергей Леонидович Рубинштейн. Целью исследования было изучение отношения студентов-психологов к творчеству Рубинштейна. Объектом исследования стали 93 студента-психолога (84 девушки, 9 юношей; средний возраст – 18,94 года) Герценовского университета. Методология. Исследование проводилось с использованием авторского нестандартизированного анкетного опроса. В результате выявлено, что студенты поверхностно осведомлены о научной деятельности Рубинштейна. Им известны лишь названия таких фундаментальных трудов Рубинштейна, как «Основы общей психологии», «Человек и мир», «Бытие и сознание», однако лишь менее трети студентов читали его работы или их фрагменты. Студенты практически не знакомы с организационным вкладом ученого в развитие психологии в Герценовском университете. В то же время студенты проявили интерес к текстам Рубинштейна, которые были предложены для ознакомления в авторском исследовательском инструментарии. Ранжирование частоты встречаемости ответов показало, что в рейтинге ученых, внесших наибольших вклад в развитие отечественной науки, Сергей Леонидович занял вторую позицию по количеству упоминаний его имени в мнениях респондентов. Это свидетельствует об интересе обучающихся к творчеству Рубинштейна. Коммеморация об этой личности должна осуществляться под руководством преподавателей психологии и может включать в себя работу студентов над дополнительными проектами, касающимися вклада ученого в отечественную науку. Заключение. Полученные данные указывают, что коммеморация об ученом-психологе строится на основании передачи информации от преподавателей. Перспективой применения результатов данного исследования является совершенствование содержания учебных курсов по общей психологии и истории психологии для углубленного знакомства студентов с персоналией Сергея Леонидовича Рубинштейна.
Список литературы
1. Сироткина, И. Е., Смит Р. (2015). История психологии в России: краткий обзор с авторскими акцентами. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология, 9 (1), 5-39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24303921
2. Нещерет, Т. В., Жаринова, Е. Н. (2023). Научная школа Н.В. Кузьминой: истоки и перспективы (к 100-летнему юбилею Н.В. Кузьминой). Человек. Общество. Наука, 4 (3), 15-30. https://doi.org/10.53015/2686-8172_2023_4_3_15
3. Семенов, И. Н. (2020). Типология экзистенциальных стратегий и исследовательских программ в творчестве С.Л. Рубинштейна. Психологический журнал, 41 (2), 80-89. https://doi.org/10.31857/S020595920007886-0
4. Регуш, Л. А., Игнатенко, М. С. (2003). Первая психологическая кафедра в России: История и современность. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21060708
5. Фруменкова, Т. Г. (2005). Мы вышли из блокадных дней: Герценовский университет в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21148886
6. Пархоменко, О. Г., Ронзин, Д. В., Степанов, А. А. (1989). С. Л. Рубинштейн в Педагогическом институте им. А. И. Герцена. Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки. Воспоминания. Материалы, 146-158. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41341737
7. Фролов, Н.В. (1989). Страницы истории: о том, как был уволен С. Л. Рубинштейн (из архива МГУ). Вопросы психологии, 4, 73-77. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1989/894/894073.htm
8. Мазилов, В. А., Слепко, Ю. Н. (2023). Созидательная личность. А.Н. Леонтьев и советская психология. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, 46 (2), 46-66. https://doi.org/10.11621/LPJ-23-15
9. Богоявленская, Д. Б. (2023). Проблемы реабилитации в психологии. Наука и образование в условиях глобальных вызовов: Сборник статей по итогам Пятого профессорского форума 22–24 ноября 2022 года, 12-17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50786840
10. Семенов, И. Н. (2022). Науковедческая рефлексия персонологии философско-психологического творчества К. А. Абульхановой. Психологический журнал, 43 (5), 5-16. https://doi.org/10.31857/S020595920022778-1
11. Абульханова, К. А. (2021). Ретроспектива и перспектива принципа субъекта в исследованиях мышления школой С.Л. Рубинштейна. Вопросы философии, 9, 75-81. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-9-75-81
12. Степанова, М. А. (2019). Психологические основы образовательной практики в теории С.Л. Рубинштейна. Вопросы психологии, 3, 119-129. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39207114
13. Гусельцева, М. С. (2021a). С.Л. Рубинштейн и неокантианская школа мысли. Вопросы психологии, 67(1), 106-118. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46548037
14. Гусельцева, М. С. (2021b). С.Л. Рубинштейн и пределы марксизма. Вопросы психологии, 2, 106-119. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46548583
15. Чеснокова, М. Г. (2022). Развитие и критика идей экзистенциализма в трудах С.Л. Рубинштейна. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 19 (2), 353-372. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2022-2-353-372
16. Борисова, Н. В. (2019). Сергей Леонидович Рубинштейн на рубеже тысячелетий. Психологический журнал, 40 (4), 107-115. https://doi.org/10.31857/S020595920005476-9
17. Гаврилова, Т. А., Осмоловская, И. М., Жигалова, О. П., Баранова, В. А. (2023). Методология разработки тренажеров виртуальной реальности: возможности теории деятельности. Информационное общество, 2, 69-78. https://doi.org/10.52605/16059921_2023_02_69
18. Чуркина, Н. И. (2023). «Реплики» советского в современном школьном воспитании. Вестник Оренбургского государственного университета, 4 (240), 118-124. https://doi.org/10.25198/1814-6457-240-118
19. Мясоед, П. А. (2021). Психология и эпистемология. Вопросы психологии, 2, 3-13. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46548574
20. Рубинштейн, С. Л. (1973). Проблемы общей психологии. Москва: Педагогика.
21. Рубинштейн, С.Л. (1989). Основы общей психологии: в 2 т. Т. 1. Москва: Педагогика.
22. Зарецкий, В. К., Ведмицкая, Д. Д., Клименкова, Е. Н. (2023). Проект «Дерево культурно-исторической психологии»: интервью с Б.Д. Элькониным. Консультативная психология и психотерапия, 4(122), 151-166. https://doi.org/10.17759/cpp.2023310408
23. Няголова, М. Д. (2022). Проблемы и перспективы преподавания дисциплины «история психологии» в некоторых европейских университетах. Научные труды Московского гуманитарного университета, 6, 24-37. https://doi.org/10.17805/trudy.2022.6.3