Авторы
- Психологическое состояние личности как условие возникновения педагогического консерватизма преподавателя вуза
Аннотация
В условиях социально-экономических преобразований актуализируется необходимость психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности преподавателя вуза с целью преодоления психотравмирующих событий, детерминирующих эмоциональную напряженность в условиях высокой интенсивности педагогического труда. Цель исследования – выявление взаимосвязи показателей психологического состояния и уровня педагогического консерватизма преподавателя вуза. Респондентами исследования выступили 1754 преподавателей вузов Самары, Ульяновска, Екатеринбурга, Башкортостана в возрасте от 25 до 65 лет, из которых женщин – 70%, мужчин – 30% с педагогическим стажем от 10 до 40 лет (средний возраст M=42,3; SD=8,7). В качестве статистических методов использовались одновыборочный критерий λ-Колмогорова-Смирнова, стандартизированный размер эффекта d-Коэна, непараметрический коэффициент ранговой корреляции rs–Спирмена, «метод главных компонент» факторного анализа, метод линейной регрессии. Выявлена корреляционная взаимосвязь между показателями педагогического консерватизма и психологического состояния преподавателя вуза. Обнаружены факторы (астенические состояния, профессиональная неуспешность, профессиональная стагнация), способствующие возникновению педагогического консерватизма. Установлена линейная связь между показателями психологического состояния и уровнем педагогического консерватизма преподавателя вуза. Выявлен статистически значимый коэффициент d-Коэна показателей (пол, возраст, стаж, тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность) для уровней педагогического консерватизма. Результаты эмпирического исследования могут быть использованы в процессе психологического сопровождения профессиональной деятельности преподавателя вуза для разработки программы профилактики негативных психических состояний как условие преодоления педагогического консерватизма.
Список литературы
1.
Solodikhina, M. V., & Solodikhina, A. A. (2019). Development of critical thinking of master’s degree students using stem cases. Obrazovanie i Nauka, 21(3), 125–153. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-3-125-153
2.
Авакян, И. Б. (2020). Стремление к саморазвитию как фактор инновационной готовности преподавателей вузов. Образование и саморазвитие, 15(2), 88–102. https://doi.org/10.26907/esd15/2/08
3.
Афанасенкова, Е. Л., и Васягина Н. Н. (2019). Саморазвитие и самореализация педагогических работников в профессиональной деятельности. Педагогическое образование в России, 2, 10–30
4.
Бердникова, Д. В. (2024). Психологические предикторы профессиональной активности преподавателей вузов. Национальный психологический журнал, 19 (1), 187–196. https://doi.org/10.11621/npj.2024.0113
5.
Белолуцкая, А. К., Криштофик, И. С., и Мкртчян, В. А. (2022). Особенности рефлексии педагогов: связь с личностными и профессиональными ценностными ориентациями. Образование и наука, 24(7), 160–190. https://doi.org/10.17853/1994- 5639-2022-7-160-190
6.
de la Fuente, J., Kauffman, D., Díaz-Orueta, U. & Kauffman, Y. (2018). Adapting the Research Development and Innovation (RD & I) Value Chain in Psychology to Educational Psychology Area. Frontiers in Psychology, 9, 1–10. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.01188
7.
Koeslag-Kreunen, M. G.M., & Van der Klink, Marcel R. (2018). Van den Bossche Piet, Gijselaers Wim H. Leadership for team learning: the case of university teacher teams. Higher Education, 75, 191–207. https://doi.org/10.1007/s10734-017-0126-0
8.
Stupnisky, R. H., BrckaLorenz A., Yuhas B., & Guay F. (2018). Faculty members’ motivation for teaching and best practices: Testing a model based on self-determination theory across institution types. Contemporary Educational Psychology,53, 15–26. https://doi.org/10.1016/j.cedpsych. 2018.01.004
9.
Клименко, Л. В., и Скачкова, Л. С. (2020). Субъективное благополучие преподавателей российских вузов: Опыт эмпирического исследования // Вопросы образования, 4, 37–63. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-4-37–63 (дата обращения: 04.09.2024)
10.
Шаповалова, М. А., Идрисова К. Р., и Кубекова А. С. (2022). Оценка психоэмоционального состояния преподавателей медицинского университета. Мир науки. Педагогика и психология, 10(5), 1–8. https://mir-nauki.com/PDF/08PSMN522.pdf (дата обращения: 01.07.2024)
11.
Авакян, И. Б. (2019). Факторный анализ развития инновационной готовности преподавателей вуза. Science for Education Today, 1, 43–56. https://doi.org/10.15293/2658-6762.1901.03
12.
López M. A. R. (2017). Pedagogical European Higher Education Area-Driven Educational Innovation. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 237, 1505–1512. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2017.02.237
13.
Costello R. (2017). Gaming innovations in higher education: Emerging research and opportunities (Book). Gaming Innovations in Higher Education: Emerging Research and Opportunities, 1–178. https://doi.org/10.4018 / 978-1-5225-2981-1
14.
Перова, А. В. (2020). Психосоматическое здоровье учителя как психолого-педагогическая проблема. Молодой ученый, 5 (295), 275–277. https://moluch.ru/archive/295/67002/ (дата обращения: 21.09.2024).
15.
Петросянц, В. Р., Гридяева, Л. Н., и Худякова, Т. Л. (2022). Оценка психологической безопасности образовательной среды вуза преподавателями в условиях внедрения цифровых образовательных технологий. Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования, 1, 67–71
16.
Wu, X., & Yu, Y. (2017). Exploration on Educational Mechanism of Innovation and Entrepreneurship in Colleges and Universities // Proceedings of the 7 th international conference on education, management, information and computer science, 73, 281–285. https://doi.org/ 10.2991/icemc-17.2017.55
17.
Эрштейн, Л. Б. (2021). Чрезмерная нагрузка преподавателей вузов как фактор разрушения высшего образования в России. Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки, 2, 75–87. https://doi.org/10.15593/2224-9354/2021.2.6
18.
Яруллина, Л. Р. (2020). Цифровое обучение в высшей школе: психологические риски и эффекты. Мир науки. Педагогика и психология, 6, 1–6. https://mir-nauki.com/PDF/42PSMN620.pdf (дата обращения: 21.09.2024).
19.
Мерзлякова, Д. Р. (2022). Особенности психологического здоровья педагогов с разным уровнем профессионального мастерства в условиях цифровой трансформации образовательного процесса. Психолого-педагогические исследования, 14(2), 48–63. https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140204
20.
Королева, Н. Н., Шингаев, С. М., и Есаулова, Е. А. (2023). Ценностно-мотивационные предикторы удовлетворенности трудом педагогов общеобразовательных организаций. Психология. Серия: Познание, 8, 65–71. https://doi.org/10.37882/2500-3682.2023.08.10
21.
Мурафа, С. В., Баркова, Н. Н., и Карпенко, А. В. (2024). Проблемы эмоционального выгорания преподавателей и практические пути их решения. Вестник практической психологии образования, 21(2), 102–112 https://doi.org/10.17759/bppe.2024210213
22.
Ильина, И. Ю. (2022). Профессиональное выгорание преподавателей вузов: факторы возникновения и способы предотвращения. Экономика. Социология. Право, 3(27), 22–27. https://doi.org/10.22281/2542-1697-2022-01-03-22-27
23.
Гаврилова, Е. В. (2024). Психологические особенности педагога высшей школы с выраженным синдромом эмоционального выгорания. Коллекция гуманитарных исследований, 1(38), 41–46. https://doi.org/10.21626/j-chr/2024-1(38)/5 (дата обращения: 04.06.2024).
24.
Рубанцова, Т. А., и Крутько, Е. А. (2018). Процессы отчуждения в современном профессиональном образовании. Профессиональное образование в современном мире, 8(3), 2018–2023. https://doi.org/10.15372/PEMW20180307
25.
Ахметшина, И.А., Брекина, О. В., и Солдатов, Д. В. (2023). Самооценка психических состояний современных педагогов. Проблемы современного педагогического образования, 79(3), 196–198.