Главная страница Архив СЕМЬЯ КАК БАЗОВЫЙ ПРЕДИКТОР АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

СЕМЬЯ КАК БАЗОВЫЙ ПРЕДИКТОР АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Психология , УДК: 159.9.072.422

Авторы

  • СЕМЬЯ КАК БАЗОВЫЙ ПРЕДИКТОР АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация

Аннотация. Исследование посвящено актуальной проблеме, связанной с выявлением основных факторов и условии благоприятствующих академической успешности старшеклассников. Современный рынок труда предъявляет повышенные требования к образовательной системе, в связи с необходимостью соответствовать перманентно меняющимся реалиям. Цель работы заключается в изучении роли, условий, закономерностей и других факторов семейных отношений с академической успешностью. Для достижения указанной цели в работе ставиться задача выявить, как различные элементы семьи, семейного окружения, социально-экономического статуса, социального-капитала влияют на академическую успешность. Кроме этого рассматриваются механизмы способствующие созданию необходимых условий. В ходе исследования использовался системный подход, разработаны и проведены опросы и полуструктурированных интервью со старшеклассниками и их родителей. По результатам проведенных эмпирических исследований выявлена закономерность, чем больше родители вовлечены в образование и досуг детей, тем выше возможности академической успешности. Проанализированы, осмыслены и изложены ключевые семейные предикторы, включая семейное окружение, степень вовлеченности родителей, а также социальный статус семьи. Обсуждаются механизмы посредством которых семья влияет на академическую успешность. Также выявлены различия влияния семейных факторов в зависимости от стиля воспитания. В работе акцентируется внимание на важности поддержки со стороны семьи как базового условия академических достижении.
Список литературы
1. 1. Силюк Л.А. (2022, 20 Октября). Образование XXI века: факторы и предикторы успешности освоения образовательной программы школьниками. Материалы Международной научной конференции, Липецк. https://lspu lipetsk.ru/uploads/Sbornik_Obrazovanie_XXI_veka.pdf
2. 2. Дружинин В.Н. (2000). Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга. 208с.
3. 3. Поливанова К.Н., Лебедев М.В., Сивак Е.В. (2016). Внешкольная занятость детей, 3 (2006) с76-81. https://elibrary.ru/item.asp?id=25817405
4. 4. Hampden-Thompson, G., & Galindo, C. (2016). School–family relationships, school satisfaction and the academic achievement of young people. Educational Review, 69(2), p.248–265. https://doi.org/10.1080/00131911.2016.1207613
5. 5. Васильева С.В. (2015). Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного возраста средствами образовательной деятельности: Методическое пособие. Санкт-Петербург: ВВМ .128с.
6. 6. Богомазова Д.А. (2020) Влияние семьи на становление личности ребенка и его успеваемость // Образование, воспитание и педагогика: традиции, опыт, инновации. сб. ст. II Всеросс. науч.-практ. конф. (с.217–220). Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.).
7. 7. Котомина О. В., Сажина А.И. (2021). Влияние семейных факторов на академическую успеваемость обучающихся // Отечественная и зарубежная педагогика. Т. 1, №1 (74). С. 143–156.
8. 8. Бурдье П. (2002). Формы капитала / пер. с англ. М. С. Добряковой // Экономическая социология. 2002. Т. 3, № 5. С. 60-74.
9. 9. Coleman J. S. (1988) Social capital in the creation of human capital. American Journal of Sociology. Vol. 94. P. 95-120.
10. 10. Von Stumm, S., Smith-Woolley, E., Ayorech, Z., McMillan, A., Rimfeld, K., Dale, P. S., & Plomin, R. (2020). Predicting educational achievement from genomic measures and socioeconomic status. Developmental science, 23(3), e12925. https://doi.org/10.1111/desc.12925
11. 11. Минияров, В.М. (2008). Психология семейного воспитания. Воронеж: Московский психолого-социальный институт, МОДЭК. 256 с.
12. 12. Вачкова С.Н., Воропаев М.В., Реморенко И.М. (2016). Исследование вовлеченности родителей (законных представителей) обучающихся в деятельность образовательных организаций по разработке и реализации основных образовательных программ. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Т. 21. № 5-6 (157-158). С. 135-149.