Авторы
- Белолуцкая Анастасия Кирилловна кандидат психологических наук
- Головина Анна Владимировна
- Гринько Иван Александрович доктор исторических наук
- Щербакова Татьяна Владимировна кандидат исторических наук
- Жабина Наталья Геннадьевна
- Гурин Григорий Геннадьевич
- Криштофик Ирина Сергеевна кандидат педагогических наук, доцент
Аннотация
В статье отражены результаты апробации авторской диагностической методики по изучению просоциальных ценностей учащихся 10–11-х классов, разработанной лабораторией оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета. Методика основана на сочетании теоретической концепции Р. Инглхарта о переходе к постматериалистическим ценностным ориентациям и опросника психолога Ш. Шварца. Опросник включает три раздела, которые позволяют определить иерархию ценностей респондента, уточнить его понимание абстрактных категорий, определяющих ценностные ориентации, указать позицию в разработанной в рамках методики
матрице ценностей. В апробации опросника приняли участие 120 учащихся из разных школ Москвы. Было выявлено, что ценностные ориентации учащихся соответствуют профилю «Индивидуализм и самовыражение». Разработанная методика показала свою эффективность в установлении иерархии ценностных ориентаций респондентов, однако ее точность в определении ценностного профиля и доминирующей мотивации требует дополнительной проверки на большей выборке.
Как ссылаться
Белолуцкая, А. К., Головина, А. В., Гринько, И. А., Щербакова, Т. В., Жабина, Н. Г., Гурин, Г. Г. & Криштофик, И. С. (2024). ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10–11-х КЛАССОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ АВТОРСКОЙ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 18 (4), 22. https://doi.org/10.24412/2076-9121-2024-4-22-39
Список литературы
1.
1. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». КонсультантПлюс. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430906/
2.
2. Зубова, О. Г. (2019). Структура ценностей населения России: теоретико-методологический анализ и эмпирические результаты. Образование и право, 8, 182–189.
3.
3. Мусина-Мазнова, Г. Х., и Сорокина, И. А. (2019). Влияние внутрисемейных факторов на формирование ценностных ориентаций молодежи. Мир науки. Педагогика и психология, 7(3), 16.
4.
4. Vecchione, M., Schwartz, S., Alessandri, G., Döring, A. K., Castellani, V., & Caprara, M. G. (2016). Stability and change of basic personal values in early adulthood: An 8-year longitudinal study. Journal of Research in Personality, 63, 111–122.
5.
5. Карандашев, В. Н. (2004). Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. Санкт-Петербург: Речь.
6.
6. Sagiv, L., & Schwartz, S. H. (2022). Personal values across cultures. Annual review of psychology, 73, 517–546.
7.
7. Столович, Л. Н. (2004). Об общечеловеческих ценностях. Вопросы философии, 7, 86–97.
8.
8. Горшков, М. К., и Шереги, Ф. Э. (2020). Молодежь России в зеркале социологии: к итогам многолетних исследований. Москва: ФНИСЦ РАН.
9.
9. Воронцова, Ю., и Ермолаев, В. В. (2016). Представления «поколения Z» о своей будущей семье (на примере литовских старшеклассников). Психолог, 1, 1–12.
10.
10. Духанина, Л. Н. (2020). Ценности и жизненные приоритеты российских школьников. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 26(2), 20–28.
11.
11. Черникова, Е. Г., Пташко, Т. Г., и Рослякова, С. В. (2019). Ценностные ориентации современных городских подростков. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта, 1(167), 333–337.
12.
12. Яницкий, М. С., Серый, А. В., Браун, О. А., Пелех, Ю. В., Маслова, О. В., Сокольская, М. В., Санжаева, Р. Д., Монсонова, А. Р., Дагбаева, С. Б., Неяскина, Ю. Ю., Кадыров, Р. В., и Капустина, Т. В. (2019). Система ценностных ориентаций «поколения Z»: социальные, культурные и демографические детерминанты. Сибирский психологический журнал, 72, 46–67.
13.
13. McCrindle, M., & Fell, A. (2019). Understanding Generation Z: Recruiting, training, and leading the next generation. McCrindle Research Pty Ltd, 5–17.
14.
14. Кулакова, А. Б. (2018). Поколение Z: теоретический аспект. Вопросы территориального развития, 2(42), 6.
15.
15. Inglehart, R. F. (2020). Cultural evolution: People’s motivations are changing, and reshaping the world.
16.
16. Inglehart, R. (2015). The silent revolution: Changing values and political styles among Western publics. Princeton University Press.
17.
17. Inglehart, R. (1971). The silent revolution in Europe: Intergenerational change in post-industrial societies. American political science review, 65(4), 991–017.