Главная Выпуски 18 (4)

ФЕНОМЕН МОТИВАЦИИ В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

Психология , УДК: 159.9 DOI: 10.24412/2076-9121-2024-4-169-187

Авторы

  • Киселева Надежда Николаевна
  • Цветкова Наталья Афанасьевна кандидат психологических наук, доцент

Аннотация

Актуальность проведенного исследования обусловлена несколькими факторами, важнейший из которых — необходимость ретроспективного анализа результатов изучения феномена мотивации как основы для разработки новых инструментов мотивации в процессах производства общественных благ и образования в условиях цифровой революции, масштабного распространения интернет-пространства и онлайн-формата деятельности. Цель проведенного теоретического исследования — восполнить дефицит обобщающей информации о феномене мотивации, его важнейших характеристиках на разных этапах развития общества. В статье представлен теоретический обзор развития представлений о феномене мотивации на протяжении всего времени его изучения, от Античности до наших дней, в разных областях научного знания. Рассматривается становление философской мысли о мотивации, ее значении и формах в трудах античных древнегреческих философов — Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита и Гераклита. Показано, что, рассматривая душу человека, его внутренний мир как поле битвы добра со злом, они считали задачу развития стремления к добру и умения глушить злые и низменные побуждения важнейшей для воспитания подрастающих поколений, а устремленность взрослых членов общества к самосовершенствованию рассматривали как необходимый компонент социального прогресса. Проанализирована трансформация взглядов на мотивацию в рамках философских концепций, главенствовавших в эпохи Средневековья, Возрождения, Просвещения, Нового времени и породивших подходы к мотивации, которые можно условно назвать душевным, эмоциональным и волевым. Приведены и проанализированы основные концепции теорий мотивации Новейшего времени в трудах зарубежных и отечественных психологов. Обозначены важнейшие практико-ориентированные направления изучения феномена мотивации и их основные достижения.

Как ссылаться

Киселева, Н. Н. & Цветкова, Н. А. (2024). ФЕНОМЕН МОТИВАЦИИ В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 18 (4), 169. https://doi.org/10.24412/2076-9121-2024-4-169-187
Список литературы
1. 1. Сахарова, Т. Н., и Цветкова, Н. А. (2024). Инновационные подходы к образованию и воспитанию детей поколений Z и α в контексте особенностей их психологических характеристик. Педагогика и психология образования, 1, 205–223.
2. 2. Платон (1998). Государство. Законы. Политик. Пер. с древнегреч. Москва: Мысль. 798 c.
3. 3. Платон. (2015). Диалоги. Пер. с древнегреч. С. К. Апт и др. Санкт-Петербург: Азбука. 766 c.
4. 4. Платон. (2015б). Пир. Санкт-Петербург: Рипол-Классик. 311 c.
5. 5. Лосев, А. Ф. (1977). Античная философия истории (с. 171–194). Москва: Наука.
6. 6. Аристотель (2018). Этика (с. 75–85). Москва: АСТ.
7. 7. Энциклопедия истории психологии (2001). В 5 т. Т. 1. Развитие психологических знаний с древнейших времен до конца античности. Под ред. Е. С. Романовой, В. В. Рябова, Л. П. Кезиной. Москва: Школьная книга; Московские учебники. 479 с.
8. 8. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения (2018). Сост. С. В. Перевезенцев. Москва: ОЛМА-ПРЕСС. 447 с.
9. 9. Декарт, Р. (2015). Сочинения. Санкт-Петербург: Наука. 648 с.
10. 10. Паскаль, Б. (2021). Мысли. Москва: Эксмо-Пресс. 320 с.
11. 11. Антология мудрости (2012). Сост. В. Ю. Шойхер. Москва: ВЕЧЕ. 847 с.
12. 12. Руссо, Ж. Ж., и Вольтер, Ф. А. (2022). Свобода — здоровье души. Как не стать идиотической нацией. Москва: Родина. 240 c.
13. 13. Кант, И. (2022). Критика чистого разума (с. 34–59). Москва: АСТ.
14. 14. Ильин, Е. П. (2011). Мотивация и мотивы. Санкт-Петербург: Питер. 508 с.
15. 15. Фрэнкин, Р. (2003). Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты (с. 48–49). Санкт-Петербург: Питер.
16. 16. Макклелланд, Д. (2007). Мотивация человека (с. 24–26). Санкт-Петербург: Питер.
17. 17. Адлер, А. (2017). Индивидуальная психология. Санкт-Петербург: Питер. Серия: Мастера психологии. 251 с.
18. 18. Маслоу, А. (2019). Мотивация и личность. Санкт-Петербург: Питер. 351 с.
19. 19. Роджерс, К. (2007). Клиент-центрированная психотерапия: Теория, современная практика и применение. Москва: Изд-во Института психотерапии. 558 с.
20. 20. Ильин, И. А. (1993). Наши задачи. В: Собрание сочинений: в 10 т. (т. 2, с. 7–476). Москва, Русская книга.
21. 21. Выготский, Л. С. (1983) История развития высших психических функций. В: Собр. соч.: в 6 т. (т. 3, с. 54–82). Москва: Педагогика. 368 с.
22. 22. Выготский, Л. С. (1999). Педагогическая психология. Под ред. В. В. Давыдова. Москва: АСТ. 670 с.
23. 23. Леонтьев, А. Н. (1971). Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций. Москва: МГУ. 38 с.
24. 24. Леонтьев, А. Н. (2007). Лекции по общей психологии. Москва: Смысл. 509 с.
25. 25. Леонтьев, А. Н. (1997). Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. Москва: Политиздат. 304 с. 26. Рубинштейн, С. Л. (2017). Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер. 284 с.
26. 27. Асеев, В. Г. (1976). Мотивация поведения и формирование личности. Москва: Мысль. 158 с.
27. 28. Петровский, А. В. (1976). Мотивация как проявление потребностей личности. В: Общая психология (с. 110–135).
28. 29. Мазилов, В. А., и Бугайчук, Т. В. (2020). Проблема взаимосвязи мотивации и способностей субъекта деятельности. Вестник Вятского государственного университета. Серия: Психологические науки, 2, 107–109.
29. 30. Эльконин, Д. Б. (2007). Детская психология. Москва: Академия. 383 с.
30. 31. Шадриков, В. Д. (2013). Психология деятельности человека. Москва: Институт психологии РАН. 464 с.
31. 32. Шадриков, В. Д. (2017). Воспитание совести. Высшее образование сегодня, 6, 40.
Скачать файл .pdf 441.27 кб