Главная Выпуски 18 (4)

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Специальная педагогика и специальная психология , УДК: 376 DOI: 10.24412/2076-9121-2024-4-155-168

Авторы

  • Мануйлова Виктория Викторовна доктор педагогических наук, доцент
  • Миронова Ангелина Валерьевна

Аннотация

Тема статьи затрагивает актуальную проблематику современного образования — профессиональное самоопределение обучающихся с нарушениями слуха. Профессиональное самоопределение неслышащих детей обладает рядом специфических характеристик: низкая готовность к профессиональному выбору, недостаточная мотивация к выбору профессий; отсутствие единой системной организации профориентационной работы специалистов в учебных заведениях; наличие противоречий между объективно существующими потребностями общества и неадекватными предпочтениями учеников с нарушениями слуха. Авторы статьи представляют ретроспективный анализ психолого-педагогических исследований вышеуказанной проблематики. Были рассмотрены значимые психолого-педагогические работы отечественных ученых и исследователей, которые повлияли на формирование системы методической организации трудового обучения и профессионального образования глухих обучающихся. Различные аспекты профессионального самоопределения и трудовой самоидентичности лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая нарушения слуха, остаются актуальными направлениями «бесшовного» инклюзивного образования на всех его уровнях. Представленный ретроспективный анализ психолого-педагогических исследований и взглядов ученых позволяет наблюдать путь формирования трудовой подготовки и профессионального образования неслышащих обучающихся от первых ремесленных мастерских глухих до становления целой системы непрерывной профессиональной ориентации и профессионального образования. Ведущими методами в исследовании настоящей работы стали анализ научных источников, изучение и обобщение опыта отечественных исследований на вышеизложенную проблематику. Авторы статьи используют сравнительно-исторический подход для представления обобщенных результатов проведенного аналитического исследования. Представленные в статье материалы позволяют конкретизировать представления профессионального сообщества о формировании профессиональной ориентации и профессионального самоопределения в процессе профориентационной работы с обучающимися с нарушениями слуха.

Как ссылаться

Мануйлова, В. В. & Миронова, А. В. (2024). РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 18 (4), 155. https://doi.org/10.24412/2076-9121-2024-4-155-168
Список литературы
1. 1. Аверина, Н. Н., Лаврова, Е. О., и Брайцева, С. В. (2016). Роль профессионального самоопределения в социальной адаптации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. В: Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ОВЗ в системе многоуровневого образования: организационные и методические аспекты. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (с. 8–12). https://elibrary.ru/item.asp?id=27423726
2. 2. Богданова, Т. Г., Гусейнова, А. А., и Назарова, Н. М. (2024). Педагогика инклюзивного образования. Учебник. Москва: ИНФРА-М. 335 с. Сер. «Высшее образование: бакалавриат». https://www.labirint.ru/books/686259/
3. 3. Богданова, Т. Г., и Назарова Н. М. (2024). Инклюзивное обучение лиц с сенсорными нарушениями. Учебник. Москва: Юрайт. 224 с. (Сер. «Высшее образование»). https://urait.ru/bcode/544423
4. 4. Екжанова, Е. А. (2022). Региональные особенности инклюзивного и специального образования с позиции специальных образовательных условий В: Транс- формация образовательного пространства для устойчивого будущего. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 30-летию Универ- ситета управления «ТИСБИ» и 30-летию программы кафедр ЮНЕСКО/УНИТВИН (с. 84–89).
5. 5. Коробейников, И. А., и Кантор В. З. (2019). Профессиональное образование лиц с ОВЗ и инвалидностью: целевые ориентиры и факторы успешного развития. Альманах Института коррекционной педагогики, 36(1), 108–132. https://elibrary.ru/item.asp?id=41356648
6. 6. Левченко, И. Ю. (2022). Некоторые вопросы профессиональной ориентации обучающихся с НОДА. Вестник МГПУ. Серия «Современный колледж», 2(2), 38–47. https://elibrary.ru/item.asp?id=49168415
7. 7. Мануйлова, В. В. (2022). Основы организации и осуществления профориентационной работы в условиях инклюзивного среднего профессионального образования. Учебно-методическое пособие. Москва: МГПУ. https://elibrary.ru/item.asp?id=50355989
8. 8. Пенин, Г. Н, Красильникова, О. А., Люкина, А. С., и Пшеничнова Е. Э. (2020). Профессиональное образование лиц с нарушением слуха: истоки, традиции, перспективы. Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, 4, 45–59.
9. 9. Романова, Е. С., Коган, Б. М., Свистунова, Е. В., и Ананьева, Е. В. (2019). Практикум по профориентации подростков с ОВЗ. Учебно-методическое пособие. Москва: Редкая птица. https://elibrary.ru/item.asp?id=39222674
10. 10. Яковлева, И. М. (2020). Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе. В: Мировые тенденции специального и инклюзивного образования. Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции (с. 276–281). https://elibrary.ru/item.asp?id=44452472
11. 11. Гозова, А. П. (1975). Профессиональное обучение глухих. Москва: Педагогика. https://museum.ikprao.ru/peoples/gozova-aleksandra-petrovna/nauchnyie-trudyi
12. 12. Гозова, А. П. (1979). Психология трудового обучения глухих. Москва: Педагогика. https://museum.ikprao.ru/peoples/gozova-aleksandra-petrovna/nauchnyie-trudyi
13. 13. Морозова, Н. Г. (1969). Формирование познавательных интересов у аномальных детей. Москва: Просвещение. https://museum.ikprao.ru/peoples/morozova-nataliyagrigorevna/nauchnyie-trudyi
14. 14. Еремина, О. П. (2004). Профессионально-трудовая подготовка неслышащих в современных условиях. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена. https://elibrary.ru/item.asp?id=44332104
15. 15. Нудельман, М. М. (1971). Отношение глухих школьников к профессии. В: Психология глухих детей (под ред. И. М. Соловьева и др.). Москва: Педагогика. https://3uch.ru/textbook/dgot/nghifieb/mebe
16. 16. Базоев, В. З. (1999). Становление и развитие системы профессионального образования глухих. Автореф. дис. …канд. пед. наук. Москва. 24 с. http://irbis.gnpbu.ru/Aref_1999/Basoev_V_Z_1999.pdf
17. 17. Алексеевских, Д. Ю. (2004). Профессиональная ориентация старшеклассников с нарушением слуха в условиях клубной работы. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва. 21 с. https://new-disser.ru/_avtoreferats/01002744604.pdf
18. 18. Акименко, А. К. (2015). Подготовка конкурентоспособных специалистов в условиях инклюзивного образования. В: Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции (с. 392–396).
19. 19. Богданова, Т. Г., Степанова, Н. А., Вовненко К.Б., и Попова Т. М. (2014). Социальная адаптация, реабилитация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья. Учебник для студентов учреждений высшего образования (под ред. Т. Г. Богдановой) Москва: Академия. 240 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=24354917
20. 20. Богданова, Т. Г. (2020). Сурдопсихология. Учебник. Москва: Юрайт. 235 с. (Сер. «Высшее образование») https://elibrary.ru/item.asp?id=43015418
21. 21. Гусейнова, А. А., и Мануйлова, В. В. (2023). Профессиональная ориентация лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Коррекционная педагогика: теория и практика, 1(95), 11–19. https://elibrary.ru/item.asp?id=50815893
22. 22. Манакова, Л. А. (2019). Работа по профориентации как форма социальной реабилитации воспитанников в условиях школы для обучающихся с нарушением слуха. В: Образование лиц с нарушением слуха: достижения и актуальные проблемы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с. 287–290). https://elibrary.ru/item.asp?id=41302002
23. 23. Левченко, И. Ю. (2019). Личностные аспекты профессиональной ориентации старшеклассников с инвалидностью. В: Непрерывное инклюзивное образование: теория, история, методология. Материалы XI Международного теоретико-методологического семинара (с. 165–171). https://elibrary.ru/item.asp?id=39971606
24. 24. Назарова, Н. М. (2020). Проблема оценки качества инклюзивного образования. В: Мировые тенденции специального и инклюзивного образования. Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции (с. 169–176).
25. 25. Мануйлова, В. В. (2023). Готовность административно-управленческих и педагогических команд профессиональных образовательных организаций к реализации инклюзивных процессов. Коррекционная педагогика: теория и практика, 3(97), 23–27. https://elibrary.ru/item.asp?id=54900157
26. 26. Романова, Е. С., Клепцова Е. Ю., и Иванцов, О. В. (2023). Подросток и интернет. Москва: МГПУ. 108 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=54158325
Скачать файл .pdf 366.19 кб