Главная Выпуски 18 (4)

РОЛЬ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Специальная педагогика и специальная психология , УДК: 159.9.075+37.04-053 DOI: 10.24412/2076-9121-2024-4-126-137

Авторы

  • Ерахтина Галина Викторовна

Аннотация

В статье представлены результаты исследования по проблеме формирования социально-бытовых навыков у детей раннего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее — НОДА) в условиях домашней среды. В ходе исследования было выявлено, что к трехлетнему возрасту у большинства детей с двигательной церебральной патологией элементарные бытовые умения и навыки в области самообслуживания не сформированы, что сказывается на дальнейшей социализации ребенка-инвалида. Актуальность проблемы обусловлена тем, что адаптация детей данной категории к условиям дошкольного образовательного учреждения (далее — ДОУ), в том числе специализированного, проходит сложнее и дольше, нежели у сверстников с аналогичными нозологическими характеристиками, но с частично сформированными навыками ухода за собой. Таким образом, статья направлена на выявление фактора, оказывающего влияние на положительный результат процесса социально-бытовой адаптации ребенка раннего возраста с НОДА в семье. В статье представлены результаты исследования крупных движений и мелкой моторики как компонентов совокупного физиологического фактора, а также социально-бытовое поведение детей раннего возраста как умение ухаживать за собственным телом и совершать элементарные манипуляции с предметами быта. Выявлена позиция родителей в отношении детской активности в естественных жизненных ситуациях. Для определения связи между изученными параметрами был применен метод множественных корреляций. В статье объясняются причины, по которым физиологический фактор не имеет тесной корреляционной связи с самообслуживанием детей целевой группы, а также обосновывается значимость социального фактора в процессе бытовой адаптации таких детей к домашней среде. Выводы по результатам исследования представляют практическую значимость в подготовке детей с НОДА в адаптации к условиям ДОУ и дальнейшей социализации.

Как ссылаться

Ерахтина, Г. В. (2024). РОЛЬ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 18 (4), 126. https://doi.org/10.24412/2076-9121-2024-4-126-137
Список литературы
1. 1. Сеченов, И. М. (2015). Рефлексы головного мозга. Избранные произведения. Москва: АСТ.
2. 2. Бадалян, Л. О., Журба, Л. Т., и Тимонина, О. В. (1988). Детские церебральные параличи. Киев. https://studfile.net/preview/9692084/page:2/
3. 3. Запорожец, А. В. (2000). Психология действия. Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК. https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=12564
4. 4. Лаврентьева, А. Н. (2002). Социально-бытовая адаптация детей с церебральными параличами в условиях реабилитационного учреждения. Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01: Якутск.
5. 5. Алексеева, Г. Ю., и Шоломов, И. И. (2011). Оценка факторов риска, участвующих в развитии ДЦП у детей-инвалидов. Саратовский научно-медицинский журнал, 7(2), 446–450.
6. 6. Пак, Л. А., Кузенкова, Л. М., Фисенко, А. П., и Куренков, А. Л. (2019). Детский церебральный паралич: клинические и инструментальные характеристики. Российский педиатрический журнал, 22(1), 4–11. http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2019-22-1-4-11
7. 7. Кондрашова, А. А. (2021). Формирование социальных навыков у детей раннего возраста с церебральным параличом. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва.
8. 8. Гусейнова А. А., и Парамонова, Г. В. (2022). Развитие навыков самообслуживания в процессе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми двигательными нарушениями. Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения, 1, 42−48.
9. 9. Приходько, О. Г. (2008). Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации. Монография. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена.
10. 10. Выготский, Л. С. (1995). Проблемы дефектологии. Москва: Просвещение.
11. 11. Выготский, Л. С. (1996). Педагогическая психология. Москва: Педагогика-Пресс.
12. 12. Лысенко, А. Е., и Казунина, И. И. (2014). Инновационная технология комплексной реабилитации детей-инвалидов в условиях семьи «Домашний микрореабилитационный центр». Учебно-методическое пособие. Москва: АНО «Национальный центр проблем инвалидности».
13. 13. Mokhtari, M., & Abootorabi, F. (2019). Lived experiences of mothers of children with cerebral palsy in Iran: A phenomenological study. Child & Youth Services, 40(3), 224–244. https://doi.org/10.1080/0145935X.2019.1594757
14. 14. Park, E. Y. (2021). Relationship among gross motor function, parenting stress, sense of control, and depression in mothers of children with cerebral palsy. International Journal of Environmental Research and Public Health, 18(17), 110. https://doi.org/10.3390/ijerph18179285
15. 15. Smith, M., & Blamires, J. (2022). Mothers’ experience of having a child with cerebral palsy. A systematic review. Journal of Pediatric Nursing, 64(7), 64–73. https://doi.org/10.1016/j.pedn.2022.01.014
16. 16. Ерахтина, Г. В, и Коган, Б. М. (2024). Влияние мотивации родителей на социально-бытовую адаптацию детей раннего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 1, 22–29. https://doi.org/10.47639/2074-4986_2024_1_22
17. 17. Мартин, З. (2015). Обучение навыкам моторики детей с ДЦП. Пособие для родителей и профессионалов: Рама Паблишинг.
18. 18. Финни, Нэнси Р. (2009). Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие: книга для родителей. Серия: Особый ребенок. Москва: Теревинф.
19. 19. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. (2001). Женева; Всемирная организация здравоохранения. (2003). Краткая версия. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов Министерства труда и социального развития РФ.
20. 20. Ireton, Harold R. (1990). Child Development Inventory Assessment of Children’s Development, Symptoms, and Behavior Problems. PUB DATE.
21. 21. Шапиро, Я. Н., и Чистович, И. А. (2000). Руководство по оценке уровня развития детей от 1 года 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев по русифицированной шкале RCDI-2000. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства.
22. 22. Castro, Ruiz L., & Mordokoff, J. T. (2023). Data Analysis in the Psychological Sciences: A Practical, Applied, Multimedia Approach. University of Lowa Libraries. https://doi.org/10.25820/work.006216
23. 23. Лукьянченко, Н. В. (2013). Формирование позитивной родительской идентичности родителей детей с особенностями развития в контексте работы служб сопровождения. Психологическая наука и образование, 18(2), 35–42.
24. 24. Маркова, С. В. (2020). Влияние личностного развития родителей на социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review, 1(29). https://doi.org/10.23951/2307-6127-2020-1-64-72
Скачать файл .pdf 485.61 кб