Главная Выпуски 19 (1)

ИЗУЧЕНИЕ ВОСТРЕБОВАННОСТИ АССИСТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Специальная педагогика и специальная психология , УДК: 376.112.4 DOI: 10.24412/2076-9121-2025-1-77-188-201

Авторы

  • Левченко Ирина Юрьевна доктор психологических наук, профессор
  • Гусейнова Аща Айирмагомедовна кандидат педагогических наук
  • Мануйлова Виктория Викторовна доктор педагогических наук, доцент

Аннотация

В современном образовании большое внимание уделяется использованию ассистивных технологий в сопровождении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Ассистивные технологии рассматриваются отечественными учеными как способы применения в образовательном процессе разнообразных ассистивных средств и услуг для обеспечения повышения автономности и функциональности детей данной категории. Авторы статьи описывают категорию детей с ТМНР. Подробно раскрывается понятие «ассистивные технологии» и преимущества использования данных технологий в процессе обучения и воспитания детей данной категории. В статье представлены результаты мониторингового исследования, проведенного в 2024 году с целью сбора информации о востребованности ассистивных технологий в процессе сопровождения обучающихся с ТМНР. Основным методом мониторингового исследования авторы выбрали дистанционное анкетирование педагогов, сопровождающих детей с ТМНР и родителей, воспитывающих детей указанной категории. В анкетировании принимали участие 80 респондентов: 50 педагогов и 30 родителей, воспитывающих детей данной категории. Авторами указаны проблемы, с которыми педагоги сталкиваются в процессе использования ассистивных технологий в работе с детьми с ТМНР (наиболее востребованные, по их мнению, ассистивные технологии в ходе обучения и воспитания обучающихся данной категории), и предложены мероприятия для повышения эффективности работы с данными технологиями. В статье представлены трудности и потребности в использовании ассистивных технологий родителями, воспитывающими детей с ТМНР, в домашних условиях. Особый интерес вызывают выдвинутые родителями предложения, направленные на улучшение доступности и эффективности использования ассистивных технологий в процессе сопровождения детей данной категории.

Как ссылаться

Левченко, И. Ю., Гусейнова, А. А. & Мануйлова, В. В. (2025). ИЗУЧЕНИЕ ВОСТРЕБОВАННОСТИ АССИСТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 19 (1), 188. https://doi.org/10.24412/2076-9121-2025-1-77-188-201
Список литературы
1. 1. Битова, А. Л., и Бояршинова, О. С. (2018). Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Москва: Теревинф. 114 с. https://www.osoboepravo.ru/files/book/file/razviv_ukhod_20171002_cvet.pdf
2. 2. Левченко, И. Ю. (2019). Методологические основания системы обследования детей и подростков с тяжелыми множественными нарушениями развития. Монография. Москва: МГПУ. 112 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45766312
3. 3. Левченко, И. Ю., Волковская, Т. Н., и Надточий, А. П. (2019). Особенности невербальных средств коммуникации у детей с тяжелыми множественными нарушениями. Детская и подростковая реабилитация, 1(37), 13–19. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37603057
4. 4. Назарова, Н. М. (2020). Проблема оценки качества инклюзивного образования. В: Мировые тенденции специального и инклюзивного образования. Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции (с. 169–176). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44452452
5. 5. Millar, D., Light, J., & Schlosser, R. (2006). The impact of augmentative and alternative communication intervention on the speech production of individuals with developmental disabilities: A research review. Journal of Speech, Language, and Hearing Research, 49, 248‒264.
6. 6. Allan, J. (2012). Principles of assistive technology for students with visual impairments Texas school for the blind and visually impaired. Retrieved on 2015, August 6th from http://www.tsbvi.edu/math/72general/1076-principles-of-assistive-technology-for-students-with-visualimpairments
7. 7. Яковлева, И. М. (2020). Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе. В: Мировые тенденции специального и инклюзивного образования. Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции (с. 276–281). https://elibrary.ru/ item.asp?id=44452472
8. 8. Екжанова, Е. А. (2022). Современное состояние специального и инклюзивного образования. Системная психология и социология, 2(42), 26–35. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2022.42.2.03
9. 9. Guseynova, A. A., & Manuilova, V. V. (2020). Organizational and methodological aspects of distance learning for children with special educational needs. In: SHS Web of Conf., vol. 87. International Scientifc and Practical Conference “Teacher Professionalism: Psychological and Pedagogical Support of a Successful Career”. https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2020/15/shsconf_ictp2020_00042/shsconf_ictp2020_00042.html
10. 10. Богданова, Т. Г., Гусейнова, А. А., и Назарова, Н. М. (2024). Педагогика инклюзивного образования. Учебник. Москва: ИНФРА-М. 335 с. (Сер. «Высшее образование: бакалавриат»). https://www.labirint.ru/books/686259/
11. 11. Басилова, Т. А. (2008). Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей. Москва: Просвещение. 111 с.
12. 12. Головчиц, Л. А. (2011). К проблеме терминологии: «сложные, множественные, комплексные...» нарушения развития. Дефектология, 3, 3–11. https://elibrary.ru/item.asp?id=16334287
13. 13. Переверзева, М. В. (2012). Использование метода систематизированного наблюдения для оценки навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями развития. Коррекционная педагогика: теория и практика, 2(49), 1–9. https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-metoda-sistematizirovannogo-nablyudeniya-dlya-otsenki-samoobsluzhivaniyadetey-s-tyazhelymi-mnozhestvennymi/viewer
14. 14. Алексеева, Е. И. (2014). Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 3, 1–16. https://elibrary.ru/item.asp?id=50023930
15. 15. Левченко, И. Ю. (2018). Компетенции современного специалиста в области работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. В: Эволюция слепоглухоты и что из этого следует. Сборник материалов Четвертой Международной научно-практической конференции (с. 47–48).
16. 16. Гусейнова, А. А. (2016). Специальные условия получения образования обучающимися с тяжелыми (множественными) нарушениями развития. В: Проблемы реализации ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья. Сборник статей по материалам круглого стола (с. 47–54). https://elibrary.ru/item.asp?id=26402506
17. 17. Гусейнова, А. А. (2022). Использование ассистивного оборудования в обучении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Специальное образование, 2(66), 46–54. http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/17112/1/speo-2022-02-03.pdf5
18. 18. Караневская, О. В. (Ред.) (2022). Методические рекомендации по использованию альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) в стационарных учреждениях социального обслуживания. Москва: Теревинф. 252 с. https://ccp.org.ru/wp-content/uploads/2022/08/ADK-na-sai-t-1avg22.pdf
19. 19. Соловьева, Т. А., Переверзева, М. В., Лазуренко, С. Б., Павлова, Н. Н., Головчиц, Л. А., Басилова, Т. А., Битова, А. Л., Исаева, Т. Н., Караневская, О. В., и Филатова, И. А. (2023). Методические рекомендации по использованию средств альтернативной и дополнительной коммуникации в процессе обучения и воспитания детей с ТМНР. Москва: ИКП. https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2024/08/Metodicheskie_rekomendacii_po_ispolzovaniju_sredstv_alternativnoj.pdf
20. 20. Набокова, Л. А. (2009). Современные ассистивные устройства для лиц с нарушениями двигательного аппарата. Дефектология, 4, 73–80. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12873488
21. 21. Guseynova, A. A. (2022). Special educational needs of preschool children with musculoskeletal disorders. In: Education of Children with Special Needs: Theoretical Foundations and Practical Experience in the Selected Works of Russian, Belarus, and Polish Scholars (pp. 203–209). Springer Nature Switzerland AG (Cham). https://elibrary.ru/item.asp?id=50168718
22. 22. Doncheva, J., Rahim Abdul Hussein, F., Habeb Al-Obaydi, L. (2022). Pedagogical interactions for sensory development in preschool children. Proceedings of university of ruse, 61, book 6.2, 35–42. https://conf.uni-ruse.bg/bg/docs/cp22/6.2/6.2-6.pdf
23. 23. Мануйлова, В. В. (2023). Готовность административно-управленческих и педагогических команд профессиональных образовательных организаций к реализации инклюзивных процессов. Коррекционная педагогика: теория и практика, 3(97), 23–27. https://elibrary.ru/item.asp?id=54900157
Скачать файл .pdf 512.19 кб