Авторы
- Вачкова Светлана Николаевна Доктор педагогических наук, Доцент
- Салахова Валентина Борисовна кандидат психологических наук
- Крашенинников Евгений Евгеньевич кандидат психологических наук
Аннотация
Гуманизация образования в условиях цифровой трансформации современного общества является одной из ключевых проблем социального мира. Современные риски и угрозы, связанные с глобальной цифровизацией всех сторон социальной реальности, в том числе и системы образования, обусловливают необходимость формирования новых методов и подходов, инновационных основ педагогической деятельности. В статье представлена авторская модель, основанная на принципах гуманной педагогики, включающая методы их реализации в практической и учебной деятельности. В модель входит: описание методологического обоснования; цели и задачи; основные принципы реализации гуманной педагогики во взаимодействии педагогов с родителями учащихся; методы практического взаимодействия педагогов с субъектами образовательных отношений; общие черты и различия в реализации
модели для родителей детей младшего школьного и подросткового возраста. Модель представляет собой набор инструментов, отвечающих глобальным вызовам современной парадигмы образования, где акцент в обучении и воспитании делается на самом человеке. Использование модели в системе основного общего образования позволит учесть особенности внутренней картины мира учащегося (индивидуально-психологические, индивидуально-типологические, психофизиологические характеристики) и обеспечить наиболее гармоничные и эффективные условия для его самопознания, саморазвития и самореализации. Применение модели на практике расширит сознание педагога, который должен сделать осознанный выбор своей профессиональной стратегии и реализовать ее в диалоге с родителями. Она также поможет реализовать идеи гуманной педагогики и построить новую школу, отвечающую рискам
нашего времени.
Как ссылаться
Вачкова, С. Н., Салахова, В. Б. & Крашенинников, Е. Е. (2025). МОДЕЛЬ, ВКЛЮЧАЮЩАЯ ОПИСАНИЕ ПРИНЦИПОВ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ И МЕХАНИЗМОВ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 19 (1), 24. https://doi.org/10.24412/2076-9121-2025-1-24-40
Список литературы
1.
1. Коменский, Я. А. (1982). Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах. Том 1. (Под ред. Э. Д. Днепрова, И. Кирашек, М. Н. Кузьмина, Д. Чапкова и др.). Педагогическая
библиотека. Москва: Педагогика.
2. Fitchett, P. G., & Moore, S. B. (2021). Democratizing social studies teacher education through mediated field experiences and practice-based teacher education. The Journal
of Social Studies Research, 46(1). https://doi.org/10.1016/j.jssr.2021.09.005
3. Brownell, C. A., Svetlova, M., Anderson, R., Nichols, S. R., & Drummond, J. (2013). Socialization of early prosocial behavior: Parents’ talk about emotions is associated with sharing
and helping in toddlers. Infancy, 18(1), 91–119. https://doi.org/10.1111/j.1532-7078.2012.00125.x
4. Nessipbayeva, O. (2013). Spiritual-Moral Nurture of the Person through Folk Pedagogy. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 93, 1722–1729, https://doi.org/10.1016/j.
sbspro.2013.10.106
5. Archambault, C. (2014). Holistic and humane pre-primary provision: Pre-primary provision should be locally integrated and promote health, nutrition, and social protection.
Child Abuse & Neglect, 38(2), 180–191. https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2014.01.007
6. Petrenko, M. (2015). Theoretic Bases of Pedagogical Interaction. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 214, 407–413, https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.690
7. Banshchikova, T., Solomonov, V., & Fomina, E. (2015). Attitudes and Tolerance in the Structure of Individual Readiness for Intercultural Interaction. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 214, 916–924. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.753
8. Samuels, W. E. (2018). Nurturing kindness naturally: A humane education program’s effect on the prosocial behavior of first and second graders across China. International Journal of Educational Research, 91, 49–64. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2018.08.001
9. Branigan, H. E., & Donaldson, D. I. (2020). Teachers matter for metacognition: Facilitating metacognition in the primary school through teacher-pupil interactions. Thinking
Skills and Creativity, 38, 100718. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100718
10. Sipman, G., Martens, R., Thölke, J., & McKenney, S. (2021). Professional development focused on intuition can enhance teacher pedagogical tact. Teaching and Teacher
Education, 106, 103442. https://doi.org/10.1016/j.tate.2021.103442
11. Амонашвили, Ш. А. (2013). Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики. Всеукраинская
культурно-образовательная ассоциация Гуманной педагогики, Артемовский Центр Гуманной педагогики. Донецк.
12. Сухомлинский, В. А. (1990). Как воспитать настоящего человека: этика коммунистического воспитания. Москва: Педагогика.
13. Выготский, Л. С. (1991). Педагогическая психология. Москва: Педагогика.
14. Рубинштейн, Л. С. (1976). Проблемы общей психологии. Москва: Политиздат.
15. Леонтьев, А. Н. (1975). Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Политиздат.
16. Выготский, Л. С. (1983). Собр. сочинений. В 6 томах. Том 3. Москва: Педагогика.
17. Mirascieva, S. (2011). Didactical principles in the teaching and education for human relations. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 15, 1401–1403. https://doi.
org/10.1016/j.sbspro.2011.03.301
18. Bradshaw, C. P., Waasdorp, T. E., & Leaf, P. J. (2012). Effects of school-wide positive behavioral interventions and supports on child behavior problems. Pediatrics, 130(5),
e1136–e1145. https://doi.org/10.1542/peds.2012-0243
19. Aryabkina, I. (2015). Pedagogical Model of Primary School Teacher Cultural and Aesthetic Competence Formation Using Personality Oriented Approach. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 214, 10–17, https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.587
20. Kessler, M. (2021). Investigating connections between teacher identity and pedagogy in a content-based classroom. System, 100, 102551. https://doi.org/10.1016/j.system.
2021.102551
21. Mascadri, J., Brownlee, J. L., Johansson, E., Scholes, L., Walker, S., & Berthelsen, D. (2021). Children’s perspectives on why and when teachers listen to their ideas: Exploring opportunities for participation in the early years of school. International Journal of Educational Research, 107, 101747. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2021.101747
22. Амонашвили, Ш. А. (2011). Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе. Москва: Амрита.
23. Ананьев, Б. Г. (2016). Человек как предмет познания. Санкт-Петербург: Питер.
24. Эльконин, Д. Б. (1989). Избранные психологические труды. (Под ред. В. В. Давыдова и В. П. Зинченко). Москва: Педагогика.
25. Шишова, М. И. (2011). Гуманно-личностное образовательное пространство как феномен гуманной педагогики. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 1(5), 58–63.
26. Глассер, У. (1991). Школа без неудачников. Москва: Прогресс.
27. Амонашвили, Ш. А. (1984). Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование. Москва: Педагогика.
28. Салахова, В., и Калинина, Н. (2020). Поведенческая безопасность несовершеннолетних в сфере предупреждения интернет-рисков и угроз жизни, вовлечения в экстремистские и иные насильственные группы. PolitBook, (2), 76–103.
2.
2. Fitchett, P. G., & Moore, S. B. (2021). Democratizing social studies teacher education through mediated field experiences and practice-based teacher education. The Journal
of Social Studies Research, 46(1). https://doi.org/10.1016/j.jssr.2021.09.005
3.
3. Brownell, C. A., Svetlova, M., Anderson, R., Nichols, S. R., & Drummond, J. (2013). Socialization of early prosocial behavior: Parents’ talk about emotions is associated with sharing
and helping in toddlers. Infancy, 18(1), 91–119. https://doi.org/10.1111/j.1532-7078.2012.00125.x
4.
4. Nessipbayeva, O. (2013). Spiritual-Moral Nurture of the Person through Folk Pedagogy. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 93, 1722–1729, https://doi.org/10.1016/j.
sbspro.2013.10.106
5.
5. Archambault, C. (2014). Holistic and humane pre-primary provision: Pre-primary provision should be locally integrated and promote health, nutrition, and social protection.
Child Abuse & Neglect, 38(2), 180–191. https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2014.01.007
6.
6. Petrenko, M. (2015). Theoretic Bases of Pedagogical Interaction. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 214, 407–413, https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.690
7.
7. Banshchikova, T., Solomonov, V., & Fomina, E. (2015). Attitudes and Tolerance in the Structure of Individual Readiness for Intercultural Interaction. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 214, 916–924. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.753
8.
8. Samuels, W. E. (2018). Nurturing kindness naturally: A humane education program’s effect on the prosocial behavior of first and second graders across China. International Journal of Educational Research, 91, 49–64. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2018.08.001
9.
9. Branigan, H. E., & Donaldson, D. I. (2020). Teachers matter for metacognition: Facilitating metacognition in the primary school through teacher-pupil interactions. Thinking Skills and Creativity, 38, 100718. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100718
10.
10. Sipman, G., Martens, R., Thölke, J., & McKenney, S. (2021). Professional development focused on intuition can enhance teacher pedagogical tact. Teaching and Teacher
Education, 106, 103442. https://doi.org/10.1016/j.tate.2021.103442
11.
11. Амонашвили, Ш. А. (2013). Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики. Всеукраинская
культурно-образовательная ассоциация Гуманной педагогики, Артемовский Центр Гуманной педагогики. Донецк.
12.
12. Сухомлинский, В. А. (1990). Как воспитать настоящего человека: этика коммунистического воспитания. Москва: Педагогика.
13.
13. Выготский, Л. С. (1991). Педагогическая психология. Москва: Педагогика.
14.
14. Рубинштейн, Л. С. (1976). Проблемы общей психологии. Москва: Политиздат.
15.
15. Леонтьев, А. Н. (1975). Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Политиздат.
16.
16. Выготский, Л. С. (1983). Собр. сочинений. В 6 томах. Том 3. Москва: Педагогика.
17.
17. Mirascieva, S. (2011). Didactical principles in the teaching and education for human relations. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 15, 1401–1403. https://doi.
org/10.1016/j.sbspro.2011.03.301
18.
18. Bradshaw, C. P., Waasdorp, T. E., & Leaf, P. J. (2012). Effects of school-wide positive behavioral interventions and supports on child behavior problems. Pediatrics, 130(5),
e1136–e1145. https://doi.org/10.1542/peds.2012-0243
19.
19. Aryabkina, I. (2015). Pedagogical Model of Primary School Teacher Cultural and Aesthetic Competence Formation Using Personality Oriented Approach. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 214, 10–17, https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.587
20.
20. Kessler, M. (2021). Investigating connections between teacher identity and pedagogy in a content-based classroom. System, 100, 102551. https://doi.org/10.1016/j.system.
2021.102551
21.
21. Mascadri, J., Brownlee, J. L., Johansson, E., Scholes, L., Walker, S., & Berthelsen, D. (2021). Children’s perspectives on why and when teachers listen to their ideas: Exploring opportunities for participation in the early years of school. International Journal of Educational Research, 107, 101747. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2021.101747
22.
22. Амонашвили, Ш. А. (2011). Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе. Москва: Амрита.
23. Ананьев, Б. Г. (2016). Человек как предмет познания. Санкт-Петербург: Питер.
24. Эльконин, Д. Б. (1989). Избранные психологические труды. (Под ред. В. В. Давыдова и В. П. Зинченко). Москва: Педагогика.
25. Шишова, М. И. (2011). Гуманно-личностное образовательное пространство как феномен гуманной педагогики. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 1(5), 58–63.
26. Глассер, У. (1991). Школа без неудачников. Москва: Прогресс.
27. Амонашвили, Ш. А. (1984). Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование. Москва: Педагогика.
28. Салахова, В., и Калинина, Н. (2020). Поведенческая безопасность несовершеннолетних в сфере предупреждения интернет-рисков и угроз жизни, вовлечения в экстремистские и иные насильственные группы. PolitBook, (2), 76–103.
23.
23. Ананьев, Б. Г. (2016). Человек как предмет познания. Санкт-Петербург: Питер.
24.
24. Эльконин, Д. Б. (1989). Избранные психологические труды. (Под ред. В. В. Давыдова и В. П. Зинченко). Москва: Педагогика.
25.
25. Шишова, М. И. (2011). Гуманно-личностное образовательное пространство как феномен гуманной педагогики. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 1(5), 58–63.
26.
26. Глассер, У. (1991). Школа без неудачников. Москва: Прогресс.
27.
27. Амонашвили, Ш. А. (1984). Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование. Москва: Педагогика.
28.
28. Салахова, В., и Калинина, Н. (2020). Поведенческая безопасность несовершеннолетних в сфере предупреждения интернет-рисков и угроз жизни, вовлечения в экстремистские и иные насильственные группы. PolitBook, (2), 76–103.