Главная Выпуски 19 (1)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ ТУРИСТСКОГО ПРОФИЛЯ К РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ПОДХОДА

Теория и практика профессионального образования , УДК: 378.1 DOI: 10.24412/2076-9121-2025-1-77-174-187

Авторы

  • Рыскина Дарья Викторовна

Аннотация

Настоящая статья является частью диссертационного исследования, посвященного необходимости персонифицированного подхода в туризме. Современная система образования в области туризма не готовит выпускников к реализации персонифицированного подхода в их профессиональной деятельности. Это важно в условиях BANI-мира, где туристы ищут от туризма не только культурные, но и психотерапевтические эффекты. Цель статьи — изучение педагогических аспектов формирования готовности бакалавров туризма к применению персонифицированного подхода, а также выявление ключевых компонентов этой подготовки для улучшения профессиональной деятельности. Методами исследования послужили экспертные интервью, теоретические методы, анализ научной литературы, анализ профессиональной деятельности менеджера туристской фирмы при помощи инструмента Service blueprint, анализ учебных планов. На основании проведенного исследования были выявлены черты персонификации, дано определение персонифицированного подхода в туризме, проанализирована деятельность менеджера туристской фирмы и обоснована необходимость формирования готовности бакалавра туристского профиля к персонифицированному подходу, представлена структура готовности и ее индикаторы.

Как ссылаться

Рыскина, Д. В. (2025). ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ ТУРИСТСКОГО ПРОФИЛЯ К РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ПОДХОДА Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 19 (1), 174. https://doi.org/10.24412/2076-9121-2025-1-77-174-187
Список литературы
1. 1. Кузнецова, Н. В., Аршинова, В. В., Владимиров, Н. М., и Арпентьева, М. Р. (2022). Человек путешествующий и цивилизационное наследие: трансформация идентичности в туризме. Психопедагогика в правоохранительных органах, 3(90). https://cyberleninka.ru/article/n/chelovek-puteshestvuyuschiy-i-tsivilizatsionnoe-nasledietransformatsiya-identichnosti-v-turizme
2. 2. Лагусева, Н. Н. (2021). Инновации в туризме и образовании как условие реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». В: Туризм: наука и образование. Материалы VI Международного форума, Московская область, Химки, Российская международная академия туризма: в 2 ч. (ч. 1, с. 112–119). Москва: Университетская книга. EDN ZEWCZS.
3. 3. Тхагапсова, С. К. Г. (2021). Отдельные аспекты профессионального образования в сфере туризма. В: Туризм: наука и образование. Материалы VI Международного форума, Московская область, Химки, Российская международная академия туризма: в 2 ч. (ч. 2, с. 117–121). Москва: Университетская книга. EDN PQYRGT
4. 4. Шостак, М. А. (2021). К вопросу об организации практико-ориентированной подготовки кадров для сферы гостеприимства. Мир науки, культуры, образования, 4(89), 71–73. https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-organizatsii-praktikoorientirovannoy-podgotovki-kadrov-dlya-sfery-gostepriimstva
5. 5. Лагусев, Ю. М. (2022). Творческая самореализация будущих бакалавров туризма в процессе изучения дисциплины «Отечественный и зарубежный опыт организации услуг и обслуживания в индустрии туризма и гостеприимства. Гуманитарные науки, 2(58). https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskaya-samorealizatsiya-buduschih-bakalavrovturizma- v-protsesse-izucheniya-distsipliny-otechestvennyy-i-zarubezhnyy-opyt
6. 6. Платонов, К. К. (1984). Краткий словарь системы психологических понятий. Учебное пособие (с. 94–174). Москва: Высшая школа. http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index.php?url=/auteurs/view/4991/source:default
7. 7. Орлов, А. Б. (2002). Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. Москва: Академия. 272 с.
8. 8. Салливан, Х. С. (2015). Данные психиатрии. Пионеры межличностного психоанализа. Рутледж, 1–26.
9. 9. Зеер, Э. Ф., и Сыманюк, Э. Э. (2022). Персонификация личности как предиктор преодоления кризиса утраты профессиональной̆ деятельности в возрасте поздней зрелости. Сибирский психологический журнал, 84, 18–26. https://cyberleninka.ru/article/n/personifikatsiya-lichnosti-kak-prediktor-preodoleniya-krizisa-utraty-professionalnoydeyatelnosti- v-vozraste-pozdney-zrelosti
10. 10. Батракова, И. С., и Глубокова., Е. Н. (2020). Персонифицированноя траектория профессионального становления магистрантов как педагогическое понятие. Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал, 3, art. 2838. http://emissia.org/offline/2020/2838.htm
11. 11. Воскресенская, С. Ю. (2016). Метафора и персонификация: к проблеме взаимоотношений. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология, 4, 11–15.
12. 12. Насибуллин, Р. Р. (2012). Феномен персонификации социокультурных норм в процессе социализации молодежи. Социальная политика и социология, 9(87), 159–165. EDN THXQQN.
13. 13. Юрикова, Н. И. (2003). Мифологические, философские и психологические аспекты изучения приема персонификации. Вестник ОГУ, 7. https://cyberleninka.ru/article/n/ mifologicheskie-filosofskie-i-psihologicheskie-aspekty-izucheniya-priema-personifikatsii
14. 14. Солодовников, С. Ю. (2006). Институциональные матрицы: сущность, персонификация и ее генезис: политико-экономические очерки. Национальная академия наук Беларуси, Институт экономики НАН Беларуси, Центр системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси. Минск: Право и экономика. 530 с. ISBN 985-442-361-1. EDN VTZZPH.
15. 15. Малыгина, В. Д., Заремба, П. А., и Охременко, С. И. (2016). Повышение эффективности деятельности предприятий гостинично-ресторанного бизнеса на основе персонифицированного подхода. Содружество, 3(1), 34–39.
16. 16. Золотовская, И. А., и Дупляков, Д. В. (2016). Персонифицированный подход: в фокусе современной стратегии повышения приверженности к лечению. Кардиология: Новости. Мнения. Обучение, 3(10). https://cyberleninka.ru/article/n/personifitsirovannyypodhod-v-fokuse-sovremennoy-strategii-povysheniya-priverzhennosti-k-lecheniyu
17. 17. Николаев, Н. А. (2021). Исследование закономерности влияния персонифицированного подхода на результативность управления персоналом организации. Известия СПбГЭУ, 6(132). https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-zakonomernosti-vliyaniyapersonifitsirovannogo-podhoda-na-rezultativnost-upravleniya-personalom-organizatsii
18. 18. Смирнова, Е. А., Саркисян, В. А., и Кочеткова, А. А. (2013). Проблемно-ориентированный персонифицированный подход к разработке новых продуктов. Пищевая промышленность, 9. https://cyberleninka.ru/article/n/problemno-orientirovannyy-personifitsirovannyypodhod-k-razrabotke-novyh-produktov
19. 19. Узнадзе, Д. Н. (1998). Психологические исследования. Москва: Знание. 62 с.
20. 20. Рубинштейн, С. Л. (1999). Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер.
21. 21. Ананьев, Б. Г. (2001). Человек как предмет познания. Серия «Мастера психологии». Санкт-Петербург: Питер. 288 с.
22. 22. Дьяченко, М. И., Кандыбович, Л. А., и Пономаренко, В. А. (1985). Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. Минск: Университетское. 206 с.
23. 23. Деркач, А. А., и Кузьмина, Н. В. (1993). Акмеология: пути достижения вершин профессионализма.
24. 24. Климов, Е. А. (1998). Психология: критерии готовности обучающихся к профессиональному самоопределению (под ред. С. Н. Чистяковой). Ленинград – Москва: Филология.
Скачать файл .pdf 384.84 кб