Главная Выпуски 19 (1)

ПСИХОЛОГО-АНДРОГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЗРОСЛОГО

Психология , УДК: 159.9; 378 DOI: 10.24412/2076-9121-2025-1-77-214-233

Авторы

  • Паутова Людмила Евгеньевна кандидат психологических наук

Аннотация

Актуальность исследования определяется востребованностью непрерывного профессионального развития современного работника с учетом условий цифровой трансформации на всех уровнях, что, в свою очередь, усиливает стремление государства к системному решению вопросов непрерывного профессионального образования и развития взрослых на основе внедрения передовых научно-практических, отраслевых и образовательных технологий. Согласно программам ДПО, к особенностям реализации непрерывного образовательного цикла для взрослых относятся системная проработка и включение в содержание программ таких аспектов, как дидактические, андрогогические, социально-профессиональные с учетом отраслевой направленности. В связи с этим целью нашего исследования было проведение системного анализа и выявление совокупности психолого-андрогогических особенностей, обеспечивающих продуктивное профессиональное развитие взрослых средствами ДПО. В исследовании применялись следующие методы: системно-логический анализ, контент-анализ программ ДПО, метод обобщения. Нами были проанализированы и упорядочены характеристики зрелости личности как обеспечивающие факторы развития взрослого; определены характеристики взрослости, обеспечивающие профессиональное развитие в условиях ДПО. Впервые были конкретизированы структурные научно-методологические компоненты образовательного процесса для взрослых и стадии их профессионального становления, способствующие непрерывному личностно-профессиональному развитию средствами ДПО. Мы определили структуру психолого-андрогогических характеристик развития личности взрослого средствами непрерывного образования и считаем, что результаты исследования целесообразно внедрять в программы ДПО разного уровня. Это будет способствовать упорядоченному учету и включению психолого-андрогогического знания в содержание и технологии реализации отраслевых программ ДПО на основе единого научно-методического подхода, а также будет полезно при целевой актуализации диагностических средств мониторинга качества реализации программ ДПО в условиях цифровой образовательной среды.

Как ссылаться

Паутова, Л. Е. (2025). ПСИХОЛОГО-АНДРОГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЗРОСЛОГО Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 19 (1), 214. https://doi.org/10.24412/2076-9121-2025-1-77-214-233
Список литературы
1. 1. Ананьев, Б. Г. (2001). Человек как предмет познания психологии. Санкт-Петербург: Питер.
2. 2. Ильин, Е. П. (2012). Психология взрослости. Санкт-Петербург: Питер.
3. 3. Слободчиков, В. И., и Цукерман, Г. А. (1996). Интегральная периодизация общего психического развития. Вопросы психологии, 5, 36–39.
4. 4. Эриксон, Э. (2020). Детство и общество. Санкт-Петербург: Питер.
5. 5. Ананьев, Б. Г. (2005). Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды (под ред. А. А. Бодалева). Москва; Воронеж.
6. 6. Болотова, А. К., и Молчанова, О. Н. (2012). Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие. Москва: Высшая Школа Экономики.
7. 7. Вершиловский, С. Г. (2004). Образование взрослых в России: вопросы теории. https://www.znanie.org/docs/Vershl.html
8. 8. Головей, Л. А., Данилова, М. В., Рыкман, Л. В., Петраш, М. Д., Манукян, В. Р., Леонтьева, М. Ю., и Александрова, Н. А. (2015). Профессиональное развитие личности: начало пути (эмпирическое исследование). Санкт-Петербург: Нестор-История.
9. 9. Громкова, М. Т. (2012). Андрагогика: теория и практика образования взрослых. Учебное пособие для cистемы доп. проф. образования; учебное пособие для студентов вузов. Москва: ЮНИТИ-ДАНА.
10. 10. Дружилов, С. А. (2002). Становление профессионализма человека реализация индивидуального ресурса профессионального развития. Новокузнецк: ИПК.
11. 11. Жалгасова, А. А., Койшигулова, Л. Е., и Жубангалиева, Г. Г. (2020). Андрагогический подход и принципы в системе непрерывного образования. Вестник КазНПУ им. Абая, серия «Педагогические науки», 2(66), 25–30. https://doi.org/10.51889/2020-2.1728-5496.04
12. 12. Зеер, Э. Ф. (2003). Психология профессий. Учебное пособие для студентов вузов. Москва; Екатеринбург.
13. 13. Зеер, Э. Ф. (2006). Психология профессионального развития. Москва: Академия.
14. 14. Зеер, Э. Ф. (2015). Теоретико-прикладные основания психологии профессионального развития. Монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та.
15. 15. Змеев, С. И. (2015). Образование взрослых и андрагогика в реализации концепции непрерывного образования в России. Отечественная и зарубежная педагогика, 3(24), 94–101.
16. 16. Казакова, М. А. (2017). Понятие и сущность андрагогического взаимодействия в отечественных и зарубежных исследованиях. Современные исследования социальных проблем, 8(1). http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/9811/pdf
17. 17. Кашапов, М. М., и Пошехонова, Ю. В. (2016). Психология обучения взрослых. Практикум. Ярославль: ЯрГУ.
18. 18. Климов, Е. А. (1996). Психология профессионала. Москва; Воронеж.
19. 19. Кравцова, Ю. Е., и Власюк, И. В. (2024). Андрагогический подход к формированию профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих в системе дополнительного профессионального образования. https://na-journal.ru/4-2024-pedagogika/10833-andragogicheskii-podhod-k-formirovaniyu-professionalnoikompetentnosti-gosudarstvennyh-i-municipalnyh-sluzhashchih-v-sisteme-dopolnitelnogoprofessionalnogo-obrazovaniya
20. 20. Кукуев, А. И. (2008). Андрагогический подход в образовании взрослых. Ростов-на-Дону: Булат.
21. 21. Кулюткин, Ю. Н. (1985). Психология обучения взрослых. Москва: Просвещение.
22. 22. Кулюткин, Ю. Н. (1997). Образование взрослых и проблема функциональной неграмотности. Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры, 9, 3–7.
23. 23. Мандель, Б. Р. (2017). Андрагогика: история и современность, теория и практика. Учебное пособие для обучающихся в магистратуре. Москва; Берлин.
24. 24. Маралова, Е. А. (2013). Интеграция андрагогического и праксиологического подходов как путь оптимизации профессионального образования учителя. Непрерывное образование: XXI век, 3, 1–7. https://doi.org/10.15393/j5.art.2013.2147
25. 25. Подольская, Т. А. (2005). Психологическое обеспечение дополнительного профессионального образования госслужащих: (на примере повышения квалификации и переподготовки специалистов налоговых органов). Автореферат дис. … д-ра психол. наук. Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Москва.
26. 26. Суйкова, О. А. (2019). Андрагогические аспекты непрерывного образования. Инновационное развитие профессионального образования, 1(21), 16–22.
27. 27. Сухобская, Г. С., Соколовская, Е. А., и Шадрина, Т. В. (2002). Образование взрослых: цели и ценности. Санкт-Петербург: ИОВ РАО.
28. 28. Шаповаленко, И. В. (2024). Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для вузов. Москва: Юрайт.
29. 29. Юнацкевич, Р. И. (2009). Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи. Монография. Санкт-Петербург: ИОВ ПАНИ.
30. 30. Бокум, Д., и Крайг, Г. (2005). Психология развития. Санкт-Петербург: Питер.
31. 31. Henschke, J., & Cooper, M. (2001). Andragogy: The Foundation for Its Theory, Research and Practice Linkage. Adult Education Faculty Works, 10. https://irl.umsl.edu/adulteducation-faculty/10
32. 32. Фопель, К. (2016). Психологичеcкие принципы обучения взрослых. Проведение воркшопов: семинаров, мастер-классов. Москва: Генезис.
33. 33. Доссэ, Т. Г. (2020). Непрерывное образование: как успешно обучать взрослых? В: Дополнительное профессиональное образование: традиции и инновации. Сборник статей 12-ой Национальной научно-практической конференции (с. 10–21; под науч. ред. М. В. Новикова). Ярославль: РИО ЯГПУ.
34. 34. Клячко, Т. Л. (2022). Внутрикорпоративное дополнительное профессиональное образование. Москва: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
35. 35. Коршунов, И. А., и Фрумин, И. Д. (2019). Век живи — век учись: непрерывное образование в России. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики.
36. 36. Сыманюк, Э. Э, и Девятовская, И. В. (2015). Непрерывное образование как ресурс преодоления психологических барьеров в процессе профессионального развития личности. Образование и наука, 1(120), 80–92.
37. 37. Baumgartner, P. (2013). Educational Dimensions of MicroLearning — Towards a Taxonomy for MicroLearning. In: Designing MicroLearning Experiences — Building up Knowledge in Organisations and Companies (Ed. by M. Roth, P. A. Bruck, & M. Sedlaczek). Innsbruck: Innsbruck University Press.
38. 38. Bode, E., & Gold, R. (2018). Adult training in the digital age. Economics, 12(36), 1–14. http://dx.doi.org/10.5018/economics-ejournal.ja.2018-36
39. 39. Henschke, J. (2011). A Living Lecture for Lifelong Learning. https://irl.umsl.edu/adulteducation-faculty/44
40. 40. Henschke, J., Isenberg, S., & Zalenski, P. (2013). Update of Research in Andragogy Has Revealed Some New Dimensions and Another Era As We Looked toward Andragogy’s Future. https://irl.umsl.edu/adulteducation-faculty/18
41. 41. Варфоломеева, Л. Е. (2004). Акмеология как средство повышения качества подготовки специалиста по общественным связям. Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития, 1, 60–62.
42. 42. Верзаков, А. Ю., и Сердюкова, О. И. (2018). Акмеологические технологии в системе развитии персонала и организационное обучение кадрового резерва. Вестник экспертного совета, 4(15), 60–66.
43. 43. Кузьмина, Н. В., Гладкова, В. Н., и Пожарский, С. Д. (2007). Акмеология деятельности. Санкт-Петербург.
44. 44. Деркач, А. А. (2000). Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Москва: РАГС.
45. 45. Кузьмина, Н. В., Жаринов, Н. М., и Жаринова, Е. Н. (2016). Акмеологические технологии высшего образования. Монография (под ред. А. Н. Сивака). Санкт-Петербург: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований».
46. 46. Жаринова, Е. Н. (2015). Психолого-акмеологические технологии в образовании. Монография. Санкт-Петербург: Центр стратегических исследований.
47. 47. Кузьмина, Н. В. (2013). Акмеологическая теория фундаментального образования в опыте талантливых преподавателей. Монография. Санкт-Петербург: Центр стратегических исследований.
48. 48. Кузьмина, Н. В., Пожарский, С. Д., и Паутова, Л. Е. (2008). Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста. Монография. Санкт-Петербург [и др.]: Изд-во Рязанского обл. ин-та развития образования.
49. 49. Кузьмина, Н. В., и Софьина, В. Н. (2012). Акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности в вузе. Монография. Санкт-Петербург: Центр стратегических исследований.
50. 50. Могилевкин, Е. А. (2004). Психолого-акмеологическая диагностика и развитие карьерного потенциала личности. Акмеология, 4, 47–54.
51. 51. Паутова, Л. Е. (2016). Акмеологическая концепция развития качества профессиональной деятельности. Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, 3, 41–46.
52. 52. Паутова, Л. Е. (2023). Профессиональное развитие работников мелиорации в условиях дополнительного образования. Монография. Москва: Русайнс.
53. 53. Шмелева, Е. А. (2013). Развитие инновационного потенциала личности в научно-образовательной среде педагогического вуза. Дис. … д-ра психол. наук. Нижний Новгород.
54. 54. Блинов, В. И., Сергеев, И. С., и Есенина, Е. Ю. (2019). Основные идеи дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. Москва: Перо.
55. 55. Гнатышина, Е. А., Корнеева, Н. Ю., Корнеев, Д. Н., и Уварина, Н. В. (2023). Модели обучения в цифровой образовательной среде профессиональной организации: проблемы, опыт внедрения и перспективы. Монография. Челябинск: Библиотека А. Миллера.
56. 56. Заславская, О. Ю. (2020, 6–9 октября). Как меняется обучение: трансформация образования в условиях развития цифровых технологий. В: Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании. Материалы IV Междунар. науч. конф., Красноярск, 2020 г. (в 2 ч., ч. 2, с. 426–430; под ред. М. В. Носкова). Красноярск: Сиб. федер. ун-т.
57. 57. Заруцкова, В. М. (2022). Цифровизация профессионального образования. Актуальные исследования, 2(81), 62–64. https://apni.ru/article/3534-tsifrovizatsiyaprofessionalnogo- obrazovaniya
58. 58. Кязимов, К. Г. (2019). Применение в ОПО и в системе внутрифирменного обучения персонала цифровых образовательных технологий. Профессиональное образование. Столица, 8, 39–44.
59. 59. Мезенцева, Л. В. (2015). Обучение взрослых: о формах и методах. Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева, 4(19), 137–143.
60. 60. Сорокова, М. Г., Одинцова, М. А., и Радчикова, Н. П. (2021). Шкала оценки цифровизации образовательной среды (ЦОС) университета. Психологическая наука и образование, 2(26), 52–65.
61. 61. Уваров, А. Ю., Гейбл, Э., Дворецкая, И. В., Заславский, И. М., Карлов, И. А., Мерцалова, Т. А., Сергоманов, П. А., и Фрумин, И. Д. (2019). Трудности и перспективы цифро- вой трансформации образования. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики.
62. 62. Tennant, M. (2006). Psychology and adult learning (3rd ed.). London: Routledge.
63. 63. Абульханова, К. А., Березина, Т. Н. (2001). Время личности и время жизни. Санкт-Петербург: Алетейя.
64. 64. Кузьмин, Е. С. (2012). Сталин в сознании. Урок человеческого общества. Для ученых и неученых. (Под ред. М. В. Белоусова). Санкт-Петербург.