Главная страница Архив КУЛЬТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ПОНЯТИЕ, ТИПЫ И ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ

КУЛЬТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ПОНЯТИЕ, ТИПЫ И ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ

Педагогика и образование , УДК: 37.012.4 DOI: 10.24412/2076-9121-2025-2-27-60

Авторы

  • Иоффе Андрей Наумович Доктор педагогических наук, кандидат исторических наук, доцент
  • Маркова Валерия Кирилловна кандидат педагогических наук
  • Бычкова Людмила Васильевна кандидат исторических наук
  • Данилина Анна Андреевна кандидат филологических наук
  • Виноградова Ирина Анатольевна кандидат психологических наук, доцент
  • Летуновская Светлана Витальевна кандидат педагогических наук, доцент
  • Бородкина Наталия Владимировна

Аннотация

В статье показано, что исследование культуры образовательных отношений (далее — КОО) может быть полезно руководителю школы, который проектирует ее развитие. Теоретический анализ позволил сформулировать понятие КОО и выделить ее типы: административный, традиционалистский, коллективистский и индивидуалистический. Особенности структуры КОО описаны по итогам эмпирического исследования, проведенного в 2023 году среди членов школьной администрации (59 чел.), педагогов (439 чел.), учеников (1440 чел.) и родителей (1114 чел.). В качестве исследовательского инструментария использовались анкеты для выделенных категорий респондентов. Каждая из анкет включает три части: «Я сам» (вопросы о ценностях и поступках самого респондента в различных ситуациях), «Моя школа» (вопросы о том, как в школе принимают решения), а также ряд дополнительных вопросов. По итогам исследования было отмечено, что личная позиция может обусловливать то, как респондент воспринимает школьную КОО и влияет на нее. При этом степень влияния варьируется от самой высокой — у членов администрации, до самой низкой — у родителей. Выявлено, что в личной позиции респондента коллективистский и индивидуалистический типы КОО противопоставлены остальным. Члены администрации и педагоги привержены преимущественно коллективистскому типу, ученики и родители — индивидуалистическому. В представлениях респондентов о школе административный и традиционалистский типы у членов администрации и педагогов взаимосвязаны, также эти типы противопоставлены коллективистскому и индивидуалистическому у всех респондентов. Подобные результаты приводят к выводу о возможных противоречиях между запросом учеников и их родителей на индивидуальный подход, неформальное общение и привычными профессиональными решениями, которые принимают сотрудники школы. В завершение статьи предложены практические рекомендации, позволяющие сглаживать эти противоречия и выстраивать партнерские взаимоотношения между сотрудниками школы, учениками и родителями.
Список литературы
1. 1. Маркова, В. К., Иоффе, А. Н., Бычкова, Л. В., Виноградова, И. А., Данилина, А. А., и Летуновская, С. В. (2023). Культура образовательных отношений: как руководителю школы работать с результатами исследования. В кн.: UniverCity: Города и Университеты (с. 161–174). Москва: А-Приор. https://elibrary.ru/item.asp?id=54801278
2. 2. Маркова, В. К., Иоффе, А. Н., Бычкова, Л. В., Виноградова, И. А., Данилина, А. А., и Летуновская, С. В. (2023). Культура образовательных отношений: первые результаты исследования. В кн.: Большая конференция МГПУ. Cборник тезисов: в 3 т. Т. 1 (с. 22–26). Москва: Парадигма. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54323132
3. 3. Тубельский, А. Н. (2001). Формирование опыта демократического поведения у школьников и учителей. Москва: Педагогическое общество России.
4. 4. Тубельский, А. Н. (2007). Уклад школьной жизни — скрытое содержание образования. Вопросы образования, 4, 177–180. https://elibrary.ru/item.asp?id=9947060
5. 5. Вачкова, С. Н. (2013). Уклад школы как педагогическая категория и феномен действительности. Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта, 5, 54–59. https://elibrary.ru/item.asp?id=19069089
6. 6. Вачкова, С. Н. (2013). Формирование уклада школы как педагогическая проблема. В кн.: Инновационная деятельность в системе образования. Монография. Часть VII (с. 88–122). Москва: Перо. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21770504
7. 7. Полякова, Г. Б. (2014). Междисциплинарный подход к проблеме осмысления феномена культуры школы. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика, 4, 82–89. https://elibrary.ru/item.asp?id=22930453
8. 8. Трубникова, Н. И., и Манузина, Е. Б. (2022). Оптимизация организационной культуры как ресурс управления образовательной организацией. Вестник Университета Российской академии образования, 4, 89–100. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50055125
9. 9. Лукина, А. К., и Севостьянова, А. С. (2020). Уклад школьной жизни как элемент воспитательной системы школы. Современные проблемы науки и образования, 2. https://elibrary.ru/item.asp?id=42918229
10. 10. Ясвин, В. А. (2019). Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. Москва: Народное образование. https://elibrary.ru/item.asp?id=65571034
11. 11. Слободчиков, В. И. (1997). Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры. Новые ценности образования: культурные модели школ, 7, 177–184.
12. 12. Ясвин, В. А. (2020). Школьное средоведение и педагогическое средотворение. Экспертно-проектный практикум. Москва: Просвещение. https://elibrary.ru/item.asp?id=49450314
13. 13. Иванова, Е. В., Виноградова, И. А., Нестерова, О. В., и Маякова, Е. В. (2019). Концепция развития образовательных условий московских школ. Современные проблемы науки и образования, 4. https://doi.org/10.17513/spno.29131
14. 14. Моисеев, А. М. (2019). Проектные команды: сопровождение и поддержка. Образовательная политика, 3 (79), 112–121. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43142689
15. 15. Моисеев, А. М. (2020). Научно-методическое руководство по разработке управленческих проектов создания личностно-развивающей образовательной среды. https://vbudushee.ru/library/nauchno-metodicheskoe-rukovodstvo-po-razrabotkeupravlencheskikh-proektov/
16. 16. Дирюгина, Е. Г., Катеева, М. И., Рычка, Н. Е., Хаустова, Е. А., и Янченко, А. А. (2023). Концептуальные основы Программы по развитию личностного потенциала. Москва: Благотворительный фонд «Вклад в будущее». https://vbudushee.ru/library/kontseptualnie-osnovy-programmy-rlp/
17. 17. Ясвин, В. А. (2009). Организационная культура педагогического коллектива. Школьный психолог, 14(444). https://psy.1sept.ru/view_article.php?ID=200901410
18. 18. Хренова, Т. П. (2010). Уклад жизни школы в контексте педагогического знания. Вестник Читинского государственного университета, 1(58), 48–51. https://elibrary.ru/item.asp?id=13413948
19. 19. Цырлина, Т. В. (1999). Феномен гуманистической авторской школы в педагогической культуре ХХ века. Курск: Изд-во КГПУ.
20. 20. Улановская, И. М. (2006). Понятие образовательной среды. В кн.: Образовательная система «Школа 2100» — качественное образование для всех (с. 29–38). Москва: Баласс.
21. 21. Попова, И. Н. (2011). Пять тезисов о процессе формирования культуры школы. Образование личности, 4, 10–17. https://elibrary.ru/item.asp?id=18818505
22. 22. Иоффе, А. Н. (2018). Использование особенностей культуры образовательной организации в управлении и создании педагогической команды при проектировании изменений. Профильная школа, 6(1), 22–30. https://doi.org/10.12737/psh_1_2018_3
23. 23. Виноградова, И. А., и Иванова, Е. В. (2022). Исследование взаимодействия педагогов и потенциала создания обучающихся сообществ в образовательных организациях. Педагогика и психология образования, 2, 9–32. https://doi.org/10.31862/2500-297X-2022-2-9-32
24. 24. Никитин, И. В. (2017). К вопросу о содержании понятия «культура отношений» в контексте педагогических исследований. Мир науки, культуры, образования, 6(67), 252–253. https://elibrary.ru/item.asp?id=32235194
25. 25. Вагнер, И. В., и Савенкова, Л. Г. (2021). К вопросу о культуре социальных отношений в общеобразовательной организации: анализ зарубежного опыта. В кн.: Образование. Культура. Общество. Сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции (Санкт-Петербург, октябрь 2021 г.) (с. 14–17). Санкт-Петербург: ГНИИ «Нацразвитие». https://elibrary.ru/item.asp?id=47235049
26. 26. Крылова, Н. Б., и Леонтьева, О. М. (2002). Школы без стен: перспективы развития и организация продуктивных школ. Москва: Сентябрь.
27. 27. Триандис, Г. К. (2007). Культура и социальное поведение. Москва: Форум.
28. 28. Камерон, К., и Куинн, Р. (2001). Диагностика и изменение организационной культуры. Санкт-Петербург: Питер.
29. 29. Кондракова, И. Э., и Тряпицына, А. П. (2013). Качественные методы эмпирического исследования уклада школы. Письма в Эмиссия.Оффлайн, 9, 2054. https://elibrary.ru/item.asp?id=21372781
30. 30. Фрумин, И. Д. (1999). Тайны школы: заметки о контекстах. Монография. Красноярск: Красноярский гос. ун-т. https://publications.hse.ru/books/219221482
31. 31. Остапенко, А. А. (2020). Неявная педагогическая реальность. Ч. 2. Типы школьных укладов. Москва: НИИ школьных технологий.
32. 32. Куприянов, Б. В. (2017). Уклады школьной жизни. В кн.: Технологии воспитания в общеобразовательных организациях. Материалы Всерос. науч.-практ. конф., Кострома, 13–14 апреля 2017 г. (с. 12–23). Кострома: Костром. гос. ун-т. https://elibrary.ru/item.asp?id=29294542
33. 33. Volkova, N., Zaichenko, N., Kosheleva, S., & Efimov, A. (2023). Organizational Culture of the Educational Institution as a Predictor of Organizational Stress across Teachers. Educational Studies Moscow, 1, 29–71. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2023-1-29-71
34. 34. Almond, G. A., & Verba, S. (1989). The Civic Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Newbury Park, CA: Sage Publications.
35. 35. Elazar, D. J. (1998). Covenant and Constitutionalism. New Jersey: Transaction Press.
36. 36. Schechter, S., Vontz, T., & Branson, M. (2010). Exploring Political Ideas: Concepts that Shape our World. Washington, DC: CQPress.
37. 37. Активная школа: теория, практика, перспективы. (2009). Американские советы по международному образованию АСПРЯЛ/АКСЕЛС. Москва: Фонд «Сивитас», Партнерство «СИВИТАС»@Россия». https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42948766
38. 38. Алмонд, Г., и Верба, С. (2024). Гражданская культура. Политические установки и демократия в пяти странах. Москва: Мысль.
39. 39. Леонтьев, Д. А. (2023). Личностный потенциал: оптика психологии. Образовательная политика, 2(94), 20–31. https://elibrary.ru/item.asp?id=54477844
40. 40. Белолуцкая, А. К., Головина, А. В., Гринько, И. А., Щербакова, Т. В., Жабина, Н. Г., Гурин, Г. Г., и Криштофик, И. С. (2024). Ценностные ориентации обучающихся 10–11-х классов: результаты апробации авторской методики диагностики. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 18(4), 22–39. https://doi.org/10.24412/2076-9121-2024-4-22-39
41. 41. Магун, В. С., Руднев, М. Г., и Шмидт, П. (2015). Европейская ценностная типология и базовые ценности россиян. Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии, 121(3–4), 74–93. https://www.isras.ru/publ.html?id=4294
42. 42. Панкратова, А., Осин, Е., и Гасанова, У. (2017). Уровень горизонтального и вертикального индивидуализма и коллективизма в России и Азербайджане. Психологические исследования, 10(55). https://doi.org/10.54359/ps.v10i55.352
43. 43. Панкратова, А. А., и Осин, Е. Н. (2020). Круговая модель правил проявления эмоций: кросскультурное исследование. Психологический журнал, 41(2), 54–68. https://doi.org/10.31857/S020595920008542-2
44. 44. Магун, В. С. (2023). Эволюция базовых ценностей российского населения, 2006–2021 годы. Социологические исследования, 12, 44–58. https://www.socis.isras.ru/ article/9876
45. 45. Катеева, М. И., Рычка, Н. Е., и Дворецкая, И. А. (2021). Как развивать социально-эмоциональные навыки в начальной школе. Москва: Благотворительный фонд «Вклад в будущее».
46. 46. Иванова, Е. В., Виноградова, И. А., и Барсукова, Е. М. (2022). Новая среда. Как менять образовательное пространство школ и детских садов. Москва: Альпина ПРО. https://elibrary.ru/item.asp?id=49590467