Авторы
- Колышева Елена Юрьевна кандидат филологических наук, доцент
- Соколова Мария Андреевна
Аннотация
В данной статье авторами рассматривается роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» как лингвокультурологический текст посредством анализа функционирующих в нем прецедентных лексических единиц, являющихся художественным отражением советских реалий 1930-х гг., которые составляют сюжетную основу «московских» глав. Актуальность исследования данной проблемы обусловлена необходимостью работы с лингвокультурными кодами, формированием и расширением прецедентного поля языковой личности учащихся. В связи с этим цель статьи обусловлена необходимостью работы с методическим аспектом рассмотрения вопроса изучения прецедентных текстов в процессе современного школьного филологического образования. В статье акцентируется внимание на тесной взаимосвязи между исторической действительностью и ее творческим переосмыслением. Основой методического исследования являются представленные авторами задания, которые могут позволить на уроке литературы глубоко и всесторонне анализировать прецедентные тексты из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» с историко-культурологической точки зрения. Задания сопровождаются фрагментами из советских и российских исторических источников.
Таким образом они направлены на всесторонний анализ советской действительности и ее художественное переосмысление писателем. Кроме того, в статье представлены примеры предлагаемых исторических справок в качестве методического сопровождения для учителя. Предложенные задания демонстрируют работу с прецедентным текстом как лексической единицей, художественно воплощающей историческую действительность и погружающей в детали анализа романа. Также в статье предложены творческие и исследовательские перспективы последующей работы с образовательным продуктом подобного занятия, расширяющие интеллектуальные и познавательные возможности учащихся. Представленные в статье материалы рекомендованы к реализации не только на уроке литературы, но и на бинарном занятии в 11-м классе совместно с педагогами социально-экономических дисциплин.
Список литературы
1.
1. Караулов, Ю. Н. (2010). Русский язык и языковая личность. Москва: Издательство ЛКИ. 264 с.
2.
2. Мишатина, Н. Л. (2022). Методическая лингвоконцептология: новые идеи и антропопрактики. Монография. Предисловие С. Г. Воркачева. Санкт-Петербург: Книжный дом. 304 с.
3.
3. Мишатина, Н. Л. (2008). Лингвокультурологический учебный текст и концептоцентрический сверхтекст как лингвометорические понятия. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики, 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvokulturologicheskiy-uchebnyy-tekst-i-kontseptotsentricheskiy-sverhtekstkak-lingvometoricheskie-ponyatiya
4.
4. Колышева, Е. Ю. (2021). Анализ «московских» глав романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» на уроке литературы в 11 классе. В кн.: Коханова, В. А. (Отв. ред.). Проблемы современного филологического образования. Сборник научных статей (вып. XIX, с. 132–144). Москва: МГПУ; Ярославль: Ремдер.
5.
5. Чудакова, М. О. (2016). Мир Булгакова. Аудиолекции. Опубликованы 27.10.2016. Arzamas | История культуры в лекциях, подкастах и текстах. URL: https://arzamas.academy/courses/39
6.
6. Колышева, Е. Ю. (2020). Становление подтекста в изображении эпохи в истории текста романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». В кн.: Роман М. Булгакова
«Мастер и Маргарита»: диалог с современностью. Коллективная монография (с. 249–270). Санкт-Петербург: Русская христианская гуманитарная академия.
7.
7. Яблоков, Е. А. (2001). Художественный мир Михаила Булгакова. Москва: Языки славянской культуры. 419 с.
8.
8. Чудакова, М. О. (2007). Новые работы: 2003–2006. Москва: Время. 560 с.
9.
9. Булгаков, М. А. (2014). Мастер и Маргарита. Полное собрание черновиков романа. Основной текст. В 2 т. Сост., текстол. подгот., публикатор, авт. предисл., коммент. Е. Ю. Колышева. Москва: Пашков дом. Т. 2. 816 с.
10.
10. Дунев, А. И. (2022). Цикады цитат. Цитатный минимум школьника. Словарь-справочник. Москва: Ridero. 224 с.
11.
11. Лебина, Н. (2015). Советская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю. Москва: Новое литературное обозрение. 488 с.
12.
12. Лесскис, Г. А., и Атарова К. Н. (2023). Москва – Ершалаим: Путеводитель по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Москва: Б.С.Г.-Пресс. 576 с.
13.
13. Михайлов, С. (2018). Создание системы контроля над населением СССР. Паспорт как классовая сущность. Опубликовано 08.06.2018. Портал «Российское
историческое общество». URL: https://historyrussia.org/tsekh-istorikov/sozdaniesistemy-kontrolya-nad-naseleniem-v-sssr-pasport-kak-klassovaya-sushchnost.html
14.
14. Джилас, М. (2002). Беседы со Сталиным. Москва: Центрполиграф. 222 с.
15.
15. Пущаев, Ю. В. (2020). Советский Достоевский: Достоевский в советской культуре, идеологии и философии. Философский журнал, 4, 102‒118.
16.
16. Булгаков, М. А., и Булгакова, Е. С. (2022). Дневник Мастера и Маргариты. Предисл., коммент. Б. В. Соколова. Москва: АСТ. 464 с.
17.
17. Митрофанов, А. (2019). Повседневная жизнь советской коммуналки. Москва: Молодая гвардия. 427 с.
18.
18. Булгаков, М. А. (1926). Трактат о жилище. Москва; Ленинград: Земля и Фабрика. 31 с.
19.
19. Гранин, Д. А. (1984). Ленинградский каталог: эссе. Нева, 9, 65–84.
20.
20. Пешкова, Н. П., и Давлетова, Я. А. (2023). Стратегии восприятия прецедентного текста в условиях информационного общества (на материале результатов экспериментальных исследований 2012–2022 гг.). Вопросы психолингвистики, 4(58), 26–45. https://doi.org/10.30982/2077-5911-2023-58-4-26-45
21.
21. Анисимова, Т. В., и Чубай, С. А. (2023). Прецедентные тексты как средство повышения эффективности социальной рекламы. Вестник Волгоградского
государственного университета. Серия 2, Языкознание, 22(2), 122–139. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2023.2.10
22.
22. Муллинова, О. А., Муллинова, Т. А., и Воробьев, А. Е. (2021). Прецедентные тексты в газетных заголовках: источники и проблема узнаваемости. Гуманитарные и социальные науки, 88(5), 94–100. https://doi.org/10.18522/2070-1403-2021-88-5-94-100
23.
23. Черепанова, Л. В. (2023). Прецедентные феномены в обучении русскому языку. Ученые записки Забайкальского государственного университета, 18(4), 128–136.
https://doi.org/10.21209/2658-7114-2023-18-4-128-136
24.
24. Ермакова, М. А. (2020). Школьная литература как источник прецедентных текстов. ЦИТИСЭ, 4, 307–320. http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.27
25.
25. Мишатина, Н. Л. (Науч. ред.). (2017). Методическая лингвоконцептология: итоги и перспективы развития. Монография. Санкт-Петербург: Книжный дом. 450 с.