Главная Выпуски 19 (2)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА

Теория и практика профессионального образования , УДК: 37.013.77 DOI: 10.24412/2076-9121-2025-2-181-196

Авторы

  • Киртава Георгий Киртава

Аннотация

Проблема развития профессионального самосознания педагога приобретает сегодня особую значимость. Одним из средств развития профессионального самосознания является исследовательская деятельность, потенциал которой подчеркивается учеными с позиций развития профессионального самоопределения, самоидентификации и самоактуализации личности. Цель исследования — разработать модель организационно-педагогических условий исследовательского обучения как средства развития профессионального самосознания студентов педагогического бакалавриата. Методологической основой исследования выступают диалектический метод познания, восхождение от абстрактного к конкретному. В статье рассмотрены уровни и составляющие профессионального самосознания будущих педагогов, отражающие практическую, исследовательскую и педагогическую направленность. Установлены преимущества исследовательской деятельности, охватывающей одновременно ценностно-смысловое, содержательное и функциональное ядро профессиональной педагогической деятельности, то есть выступающей совокупностью средств развития профессионального самосознания через эмоционально-личностную, эмоционально-ценностную и эмоционально-гностическую вовлеченность в педагогическую деятельность. В качестве ключевого преимущества исследовательская деятельность способствует разрешению противоречия между идеальным и реальным профессиональным образом Я. Выступая содержанием и смыслом обучения, исследовательская деятельность способствует развитию профессионального самосознания через познание педагогической действительности и себя как субъекта профессиональной педагогической деятельности.

Как ссылаться

Киртава, Г. К. (2025). ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 19 (2), 181. https://doi.org/10.24412/2076-9121-2025-2-181-196
Список литературы
1. 1. Чалмерс, Д. (2013). Сознающий ум: В поисках фундаментальной теории (перевод с английского). Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ». https://elibrary.ru/item.asp?id=26140865
2. 2. Kant, I. (1974). Anthropology from a Pragmatic Point of View (translated, with an introduction and notes, by Mary J. Gregor). The Hague: Nijhoff. https://s.kpfu.ru/43
3. 3. Гуссерль, Э. (1998). Картезианские размышления. Санкт-Петербург: Шука; Ювента. https://elibrary.ru/item.asp?id=24175847
4. 4. Нагель, Т. (2001). Что все это значит? Очень краткое введение в философию. (перевод с английского А. Толстова). Москва: Идея-Пресс.
5. 5. Гаспарян, Д. И. (2020). Феноменология без трансцендентального субъекта: нейрофеноменология и энактивизм в поисках перспективы от первого лица. Фило­софский журнал, 1, 80–96. https://elibrary.ru/item.asp?id=42727551
6. 6. Кардовская, Е. К. (2011). Рефлексия и целеполагание как механизмы развития профессионального самосознания студентов. Теория и практика общественного развития, 2, 78–86. https://elibrary.ru/item.asp?id=17748750
7. 7. Дьяченко, Е. В. (2020). Самосознание в профессиональной жизни человека. Монография. Екатеринбург: Уральский ГМУ. https://e.lanbook.com/book/317363?category=3147
8. 8. Шарафутдинова, Н. В. (2023). Научно-категориальный анализ и структура профессионального самосознания личности. Вестник Московского университе­та МВД России, 4, 269–272. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-269-272. EDN JVGPTL
9. 9. Фролова, С. В. (2022). Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования. Вестник Мининского университета, 3, 34–40. https://elibrary.ru/item.asp?id=48778861
10. 10. Кандаурова, А. В. (2023). Профессиональная направленность студентов педагогических вузов: постановка проблемы. Вестник Нижневартовского государствен­ного университета, 2, 69–84. https://elibrary.ru/item.asp?id=54094439
11. 11. Киртава, Г. Т. (2023). Влияние социокультурных факторов на развитие профессиональной направленности будущего педагога. Тенденции развития науки и обра­зования, 101(1), 40–43. https://elibrary.ru/item.asp?id=54641073
12. 12. Дроздова, О. В. (2015). Характеристика и содержание понятия «Профессиональная направленность на педагогическую профессию». Научные стремления, 2, 30–35. https://elibrary.ru/item.asp?id=23850741
13. 13. Вахитов, Р. Р., Вахитова, Е. С., и Хабибулин, Д. А. (2020). Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 4(33), 57–60. https://doi.org/10.26140/anip-2020-0904-0010
14. 14. Карпов, А. О. (2019). Теоретические основы исследовательского обучения в обществе знаний. Педагогика, 3, 3–12. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37395507
15. 15. Леонтович, А. В. (2018). Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сетевой подход. Народное образование, 6(7), 116–121. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35449182
16. 16. Попович, А. Э. (2023). Самореализация студентов в научно-исследовательской деятельности как профессиональная потребность. Педагогика и психология образова ния, 2, 44–55. https://doi.org/10.31862/2500-297X-2023-2-44-55
17. 17. Идиятов, И. Э. (2016). Формирование исследовательской компетенции студен­тов в процессе проблемного обучения. Дисс. … канд. пед. наук. Казань.
18. 18. Самохина, В. М. (2004). Исследовательская деятельность старшеклассников как фактор их подготовки к профессиональному самоопределению. Дисс. … канд. пед. наук. Чебоксары.
19. 19. Курманова, Э. А. (2008). Исследовательская деятельность как фактор про­фессионального самоопределения студентов колледжа. Дисс. … канд. пед. наук. Москва.
Скачать файл .pdf 554.52 кб