Главная Выпуски 19 (2)

ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЦ С ОВЗ И (ИЛИ) ИНВАЛИДНОСТЬЮ В СОПРОВОЖДЕНИИ ЗАНЯТОСТИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Специальная педагогика и специальная психология , УДК: 372.881.161.1 DOI: 10.24412/2076-9121-2025-2-197-219

Авторы

  • Полякова Надежда Петровна кандидат педагогических наук
  • Тюрина Надия Шамильевна кандидат педагогических наук

Аннотация

Актуальность исследования проблемы обусловлена поиском эффективных путей включения лиц с инвалидностью в процесс жизнеобеспечения, социализации и социальной адаптации. Трудоустройство и занятость в данном аспекте выступают как ключевые факторы достижения поставленных целей. Исследователи и практики предлагают развитие таких форм содействия в трудоустройстве, как сопровождаемая занятость и развитие предпринимательства. В статье представлены результаты изучения потребности лиц с инвалидностью и ОВЗ в сопровождении занятости и предпринимательской деятельности. Ведущим методом в исследовании являлось анкетирование, позволяющее выявить высокую востребованность содействия в решении проблем, связанных с трудоустройством и открытием собственного дела со стороны всех участников образовательных и трудовых отношений. Выборка исследования включала 129 человек с инвалидностью разных нозологических групп в возрасте от 17 до 26 лет, обучавшихся по специальностям среднего профессионального образования и профессионального обучения. В статье представлены результаты исследования, предложена программа сопровождения занятости и предпринимательской деятельности лиц с ОВЗ и (или) инвалидностью, ориентированная на образовательные организации среднего профессионального образования, включающая: развитие мотивации, эффективности и успешности в профессиональной реализации лиц с ОВЗ и (или) инвалидностью; формирование инклюзивной культуры общества, в том числе социальных партнеров образовательных организаций, участвующих в реализации (адаптированных) образовательных программ; трансляцию успешного опыта сопровождения обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью в широком социальном контексте; вовлечение в процесс реализации программы носителей опыта, лиц с ОВЗ и (или) инвалидностью в качестве мотивационных лидеров. Представленные в статье материалы позволят участникам образовательных и трудовых отношений изменять возможности рынка труда и подготовки к участию в нем лиц с инвалидностью и ОВЗ.

Как ссылаться

Полякова, Н. П. & Тюрина, Н. Ш. (2025). ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЦ С ОВЗ И (ИЛИ) ИНВАЛИДНОСТЬЮ В СОПРОВОЖДЕНИИ ЗАНЯТОСТИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 19 (2), 197. https://doi.org/10.24412/2076-9121-2025-2-197-219
Список литературы
1. 1. Жукова, П. С. (2021). Проблемы правового регулирования труда и занятости инвалидов. Эпомен, 53, 116–123.
2. 2. Нацун, Л. Н. (2017а). «Поддерживаемое трудоустройство» инвалидов: обзор мирового опыта. Вестник УрФУ. Серия экономика и управления, 4(16), 663–680.
3. 3. Кефели, В. Б., и Горина, Т. И. (2022). Инвалиды: профессиональные возможности как детерминанта социальной независимости. ПОИСК: Политика. Общество­ ведение. Искусство. Социология. Культура, 1(90), 85–99.
4. 4. Readhead, A., & Owen, F. (2020). Employment Supports and Outcomes for Persons with Intellectual and/or Developmental Disabilities: a Review of Recent Findings. Curr Dev Disord, 7, 155–162. https://doi.org/10.1007/s40474-020-00202-0
5. 5. Ortiz García, P., & Olaz Capitán, Á. J. (2021). Entrepreneurship for People with Disabilities: From Skills to Social Value. Front. Psychol, 12, 699833. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.699833
6. 6. Baxter, S., Cullingworth, J., Whitworth, A., Runswick-Cole, K., & Clowes, M. (2024). Understanding interventions and outcomes in supported employment and individual placement support: A qualitative evidence synthesis. Disability and health journal, 17(2), 101579. https://doi.org/10.1016/j.dhjo.2024.101579
7. 7. Iytha, M., Tiwary, S., & Augustine, A. (2024). Entrepreneurs with Disability: A Comprehensive Study in the Context of Uncertainty. Journal of Entrepreneurship and Innovation in Emerging Economies, 10(1), 66–83. https://doi.org/10.1177/23939575231212053
8. 8. Нефедьева, Е. И., Седых, О. Г., и Тарабан, О. В. (2021). Эксперты о предпринимательской деятельности как альтернативной форме занятости инвалидов. Социо­логические исследования, 11, 73–78.
9. 9. Трунин, Г. А., и Осокин, М. Г. (2022). Риски развития малого предпринимательства в сфере сельского хозяйства для людей с ограниченными возможностями здоровья в России. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 14(5), 349–367.
10. 10. Чернышева, Н. С., и Андреева, А. С. (2023). Работать сложно отказать: смысл работы в нарративах потенциальных работодателей, представителей организаций-посредников и людей с инвалидностью. Журнал исследований социальной политики, 4(21), 583–598.
11. 11. Карасаева, Л. А., и Горяйнова, М. В. (2021). Анализ потребности инвалидов в трудоустройстве на специальном рабочем месте в Российской Федерации и Санкт-Петербурге. Медико­социальная экспертиза и реабилитация, 3(24), 15–22.
12. 12. Нацун, Л. Н. (2022 b). Влияния барьеров трудоустройства на характеристики занятости инвалидов. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 5(15), 203–220.
13. 13. Самсонова, Е. В., Быстрова, Ю. А., и Мануйлова, В. В. (2023). Актуальное состояние инклюзивной образовательной среды в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования: пилотное исследование. Клиническая и специальная психология, 2(12), 192–214.
14. 14. Ананьева, Т. Н., Илюхина, Г. И., и Сазонова, Ю. В. (2021). Система профессиональной ориентации и содействия в трудоустройстве инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в рамках международного движения «Абилимпикс». Медико­социальная экспертиза и реабилитация, 2(24), 5–9.
15. 15. Быстрова, Ю. А. (2022). Подготовка к профессионально-трудовой деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями. Культурно­историческая психо­логия, 2(18), 54–61.
16. 16. Горяйнова, М. В., Карасаева, Л. А., Нурова, А. А., Петрова, О. Н., Углева, Е. М., и Огай, Д. С. (2021). Показатели потребности инвалидов в мероприятиях профессиональной реабилитации. Медико­социальная экспертиза и реабилитация, 2(24), 21–27.
17. 17. Кулагина, Е. В. Активная политика занятости в отношении лиц с инвалидностью (2023). Социологическая наука и социальная практика, 4, 78–111.
18. 18. Серегина, Л. В. (2022). Правовая основа трудоустройства граждан, имеющих ограничения по здоровью. Журнал российского права, 6(26), 105–125.
19. 19. Якубенко, О. В., Фролова, П. И., Якубенко, Т. В., Фролова, Т. А., Лабунец, Д. А., и Пестеха, А. О. (2023). Роль системы образования в социализации и реабилитации инвалидов. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры, 3­2(100), 234–235.
20. 20. Мануйлова, В. В. (2017). Инклюзивное среднее профессиональное образова­ние: опыт и перспективы развития. Москва: Парадигма. 114 с.
Скачать файл .pdf 482.65 кб