Главная Выпуски 19 (2)

КЛАССИФИКАЦИЯ СТИЛЕЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА СЕМЬИ

Психология , УДК: 159.9 DOI: 10.24412/2076-9121-2025-2-235-250

Авторы

  • Киселева Надежда Николаевна
  • Крашенинников Евгений Евгеньевич кандидат психологических наук

Аннотация

Актуальность темы обусловлена тем, что именно семья является лоном формирования личности ребенка, а позднее юноши и взрослого человека. Отсюда изучение проблем детско-родительских отношений актуально в силу своей значимости в становлении и развитии подрастающих поколений и определения ими своего места в жизни. Данная статья посвящена анализу и обобщению различных форм и стилей семейного воспитания. Автор показывает, что при всем многообразии стилей семейного воспитания в их основе должна лежать любовь родителей к детям и ответственность за их будущее. Особое внимание уделяется негативным стилям семейного воспитания, которые пагубно сказываются на психологии, поведении и личности ребенка. Автор пишет о том, что «чистых» стилей воспитания нет, что в каждом стиле присутствуют элементы различных стилей, в том числе и негативных. На сегодняшний день стили семейного воспитания становятся все более разнообразными, что обусловлено влиянием на их развитие культурных, экономических и социальных факторов жизненных укладов, смыслов и целей. Проведен анализ зарубежных и отечественных классификаций стилей (типов) семейного воспитания, что позволяет глубже представить актуальность и многомерность изучения данной проблемы. Основными методами исследования были изучение и анализ научных литературных источников по проблеме семейного воспитания, обобщение изложенных в них результатов, систематизация и концептуализация научных идей представителей разных теоретических подходов к изучаемым стилям воспитания. Результаты исследований стилей детско-родительских отношений представляют интерес для психологов, педагогов и родителей, а также служат решению задач по дальнейшему изучению данной темы.

Как ссылаться

Киселева, Н. Н. & Крашенинников, Е. Е. (2025). КЛАССИФИКАЦИЯ СТИЛЕЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА СЕМЬИ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 19 (2), 235. https://doi.org/10.24412/2076-9121-2025-2-235-250
Список литературы
1. 1. Ключевский, В. О. (1991). Сочинения в 9 т., Т. 9. Материалы разных лет. Москва: Мысль.
2. 2. Мухина, В. С. (2003). Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. Москва: Академия.
3. 3. Минияров, В. М. (2000). Психология семейного воспитания (диагностико­кор­рекционный аспект). Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК.
4. 4. Собкин, В. С., и Халутина, Ю. А. (2017). Ценностно-целевые установки родителей по воспитанию детей старшего дошкольного возраста и их связь со стилями воспитания. Современное дошкольное образование, 11–15.
5. 5. Леонтьев, А. Н. (1972). Проблемы развития психики (с. 302–312). Москва: Наука.
6. 6. Соколова, Е. Т., и Чеснова, И. Г. (1986). Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей. Вопросы психологии, 2, 110–117.
7. 7. Соколова, Е. Т., и Николаева, В. В. (1995). Особенности личности при погра­ничных расстройствах и соматических заболеваниях (с. 94–102). Москва: SvR-Аргус.
8. 8. Выготский, Л. С. (2008). Педагогическая психология. Учебник (под редакцией В. В. Давыдова, с. 451–454). Москва: АСТ,
9. 9. Baumrind, D. (1967). Child care practices anteceding three patterns of preschool behavior. Genetic Psychology Monographs, 75(1), 43–88.
10. 10. Maccoby, E. E., & Martin, J. A. (1983). Socialization in the Context of the Family: Parent-Child Interaction. In Mussen, P. H., & Hetherington, E. M. (Eds.). Handbook of Child Psychology. Vol. 4. Socialization, Personality, and Social Development (рр. 1–101). New York: Wiley.
11. 11. Адлер, А. (1998). Воспитание детей. Взаимодействие полов (пер. с англ.). Ростов-на-Дону: Феникс.
12. 12. Гребенников, И. В. (1976). Воспитательный климат семьи. Москва, Знание.
13. 13. Гозман, Л. Я., и Алешина, Ю. И. (1987). Психологические проблемы семьи (с. 186–187). Москва: Изд-во Московского университета.
14. 14. Алексеева, О. С., и Ржанова, И. Е. (2020). Согласованность оценок родительско-детских отношений. Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образова­ние», 1, 92–108.
15. 15. Саготовская, Л. Г. (1971). Воспитание личности в условиях семейного коллек­тива (с. 15–45). Томск: Универститет.
16. 16. Петровский, А. В. (1981). Дети и тактика семейного воспитания. Москва: Знание.
17. 17. Захаров, Л. И. (1982). Психотерапия неврозов у детей и подростков. Ленинград: Медицина.
18. 18. Эйдемиллер, Э. Г., и Юстицкис, В. (2008). Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. Санкт-Петербург: Питер.
19. 19. Слепкова, В. И. (2006). Психология семьи. Москва: Харвенск.
20. 20. Столин, В. В., & Бодалев, А. А. (Ред.) (1989). Семья в психологической консуль­тации (с. 28–29). Москва: Педагогика.
21. 21. Смирнова, Е. О. (2001). Межличностные отношения ребенка от года до семи лет. Воронеж: МОДЭК.
22. 22. Сахарова, Т. Н., и Цветкова, Н. А. (2024). Инновационные подходы к образованию и воспитанию детей поколений Z и 7.α в контексте особенностей их психологических характеристик. Педагогика и психология образования, 1, 205–223.
23. 23. Кригер, Е. В., и Бахадова, Е. В. (2019). Ценности родительско-детских отношений девиантных подростков. Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», 2, 157–167.
Скачать файл .pdf 396.01 кб