Авторы
- Валькова Юлия Евгеньевна кандидат филологических наук
Аннотация
Актуальность проблемы, выделенной автором в статье, заключается в необходимости понимания потенциала и ограничений использования средств искусственного интеллекта в образовательных задачах. Цель работы — проанализировать и описать возможности ИИ для обучения иностранному языку в вузе с учетом преимуществ и недостатков доступных средств ИКТ. Теоретическая значимость работы заключается в описании средств ИИ для аудиторного и автономного изучения языка. Методы работы включают библиографический анализ публикаций по теме исследования и деятельностный подход по внедрению средств ИИ на занятиях по иностранному языку в течение 2022–2024 гг. Были проведены наблюдения и системный анализ существующих бесплатных средств ИИ, которые доступны в России и не требуют специальных технических навыков; описан опыт практической работы со студентами
финансового факультета Финансового университета. В статье представлены отобранные средства ИИ, которые могут быть востребованы педагогами на занятиях по иностранному
языку в вузе. Сделаны выводы о ключевых вариантах применения ИИ на занятиях: это создание разного рода материалов, помощники для улучшения навыков, автоматизированные средства проверки и геймификации.
Как ссылаться
Валькова, Ю. Е. (2025). К ВОПРОСУ КЛАССИФИКАЦИИ СРЕДСТВ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 19 (3), 10. https://doi.org/10.24412/2076-9121-2025-3-10-24
Список литературы
1.
1. Кукшев, В. (2020). Классификация систем искусственного интеллекта. Экономические стратегии, 6, 58–67. https://doi.org/10.33917/es-6.172.2020.58-67
2.
2. Колядко, С. В., Мартыненко, Л. Г., и Глухова, Ю. Н. (2024). Цифровая компетенция будущего учителя иностранного языка в области использования технологий искусственного интеллекта: содержательный аспект. Вестник Томского государственного университета, 504, 164–174. https://doi.org/10.17223/15617793/504/18
3.
3. Salam, U. (2024). The Integration of ChatGPT in English for Foreign Language Course: Elevating AI Writing Assistant Acceptance. Computers in the Schools, 42(2), 145–165. https://doi.org/10.1080/07380569.2024.2446239
4.
4. Patarakin, Ye. D., Burov, V. V., Salimullin, K. D., & Soshnikov, D. V. (2024). Experimental use of educational materials developed using artificial intelligence in natural science education. MCU Journal of Pedagogy and Psychology, 18(1-1), 78–90. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2024.18.1-1.04
5.
5. Chetverik, V. (2024). Resources with artificial intelligence in foreign language education: an overview of possibilities and perspectives of use. Modern Information Technologies and Innovation Methodologies of Education in Professional Training Methodology Theory Experience Problems, 72, 205–219. https://doi.org/ 10.31652/2412-1142-2024-72-205-219
6.
6. Semyonkina, I. & Pavlova, T. (2024). The current state and prospects of the integration of Artificial Intelligence technologies in foreign language instruction at universities. Russian Journal of Education and Psychology, 15, 219–242. https://doi.org/ 10.12731/2658-4034-2024-15-5SE-642
7.
7. Klimova, B., Pikhart, M., & Al-Obaydi, L. (2024). Exploring the potential of ChatGPT for foreign language education at the university level. Frontiers in Psychology, 15, 1–10. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2024.1269319
8.
8. Бойченко, И. Н. (2024). Теоретические проблемы использования адаптивных технологий виртуальной и дополненной реальности в изучении социально-гуманитарных дисциплин. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 18(3), 32–45. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2024.18.3.02
9.
9. Bouzayenne, A., & Harizi, R. (2025). Developing an Artificial Neural Network-based model for predicting EFL achievement level. Multimedia Tools Applications, 84, 28061–28084. https://doi.org/10.1007/s11042-024-20295-8
10.
10. Евстигнеев, М. Н. (2024). Принципы обучения иностранному языку на основе технологий искусственного интеллекта. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 29(2), 309–323. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-2-309-323
11.
11. Tolstykh, O., & Oshchepkova, T. (2024). Beyond ChatGPT: roles that artificial intelligence tools can play in an English language classroom. Discover Artificial Intelligence,
4(60), 1–15. https://doi.org/10.1007/s44163-024-00158-9
12.
12. Vigna-Taglianti, J. (2024). AI-generated Images as a Teaching Tool in Foreign Language Acquisition. Технологии в инфосфере, 5(3), 85–105. https://doi.org/10.48417/technolang.2024.03.07
13.
13. Divekar, R. R., Drozdal, J., Chabot, S., Zhou, Y., Su, H., Chen, Y., & Braasch, J. (2021). Foreign language acquisition via artificial intelligence and extended reality: design and evaluation. Computer Assisted Language Learning, 35(9), 2332–2360. https://doi.org/10.1080/09588221.2021.1879162
14.
14. Karataş, F., Abedi, F. Y., Ozek Gunyel, F. et al. (2024). Incorporating AI in foreign language education: An investigation into ChatGPT’s effect on foreign language learners. Education and Information Technologies, 29, 19343–19366. https://doi.org/10.1007/s10639-024-12574-6 14. Karataş, F., Abedi, F. Y., Ozek Gunyel, F. et al. (2024). Incorporating AI in foreign language education: An investigation into ChatGPT’s effect on foreign language learners. Education and Information Technologies, 29, 19343–19366. https://doi.org/10.1007/s10639-024-12574-6
15.
15. Бондарева, Н. А., и Замуруева, Н. А. (2023, 12–13 октября). Использование искусственного интеллекта в процессе обучения иностранным языкам. В Язык. Культура. Коммуникация: изучение и обучение. Сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции (с. 202–209). Орел: Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, Картуш. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=60010530
16.
16. Kocadere, A. S., & Özhan, Ç. Ş. (2024). Video Lectures With AI-Generated Instructors: Low Video Engagement, Same Performance as Human Instructors. The International Review of Research in Open and Distributed Learning, 25, 350–369. https://doi.org/10.19173/irrodl.v25i3.7815
17.
17. Alrajhi, A. S. (2024). Artificial intelligence pedagogical chatbots as L2 conversational agents. Cogent Education, 11(1), 2327789. https://doi.org/10.1080/2331186X.2024.2327789
18.
18. Rashid, S., Malik, S., Abbas, F., & Khan, J. A. (2024). Pakistani students’ perceptions about knowledge, use and impact of artificial intelligence (AI) on academic writing: a case study. Journal of Computers in Education, 1, 1–26. https://doi.org/10.1007/s40692-024-00338-7
19.
19. Marzuki, M., Widiati, U., Rusdin, D., Darwin, W., Indrawati, I. (2023). The impact of AI writing tools on the content and organization of students’ writing: EFL teachers’ perspective. Cogent Education, 10(2), 2236469. https://doi.org/10.1080/2331186X.2023.2236469
20.
20. Danesi, M. (2024). AI in Foreign Language Learning and Teaching. Theory and Practice. New York: Nova Science Publishers, 160 p.
21.
21. Ma, H., Ismail, L., & Han, W. (2024). A bibliometric analysis of artificial intelligence in language teaching and learning (1990–2023): evolution, trends and future directions. Education and Information Technologies, 29, 25211–25235. https://doi.org/10.1007/s10639-024-12848-z
22.
22. Гаврилов, М. В. (2024). Этапы обучения студентов-юристов составлению международных правовых документов на английском языке на основе инструментов искусственного интеллекта. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 29(4), 985–998. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-4-985-998
23.
23. Alhusaiyan, E. (2024). A systematic review of current trends in artificial intelligence in foreign language learning. Saudi Journal of Language Studies, 4(4), 1–16. https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/sjls-07-2024-0039/full/html
24.
24. Urmeneta, A, & Romero, M. (2024). Creative Applications of Artificial Intelligence in Education. Springer Nature, Palgrave Macmillan, 181 p. https://doi.org/10.1007/978-3-031-55272-4
25.
25. Han, J., & Lee, D. (2024). Research on the development of principles for designing elementary English speaking lessons using artificial intelligence chatbots. Humanities and Social Sciences Communication, 11(212), 1–15. https://doi.org/10.1057/s41599-024-02646-w

