Авторы
- Шиян Ольга Александровна кандидат педагогических наук, веду- щий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ. E-mail: olgablues@gmail.com
- Копасовская Софья Константиновна магистрант МГПУ. E-mail: kopasof@gmail.com
- Цюпко Галина Максимовна педагог Курчатовской школы г. Москвы. E-mail: goldenberry05@gmail.com
Аннотация
В статье рассматриваются разные аспекты оперирования противоположностями — умение устанавливать отношения противоположности и диалектическое действие опосредствования противоположностей. Приводятся результаты эмпирического исследования, в котором анализировались взаимосвязи этих двух параметров у старших дошкольников и младших школьников, возрастные отличия этих двух групп, а также возможности амплификации диалектического мышления и циклических представлений в ходе формирующего эксперимента.
Как ссылаться
Шиян, О. А., Копасовская, С. К. & Цюпко, Г. М. (2018). Оперирование противоположностями в дошкольном и младшем школьном возрастах: возрастные различия и возможности развития Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 2018, №3 (45),
Список литературы
1.
Баркер В. Влияние дошкольного образования на детское развитие: результаты лонгитюдного исследования «Условия эффективного дошкольного, начального и среднего образования» // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2015. № 7. С. 28-37.
2.
Белолуцкая А.К. Анализ особенностей диалектических структур мышления детей и взрослых: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2006. 21 с.
3.
Белолуцкая А.К. Особенности взаимосвязи диалектического мышления, проблематизации и надситуативно-преобразовательных решений проблемных ситуаций у старших дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 4. С. 14-25.
4.
Белолуцкая А.К. Подходы к исследованию диалектического мышления // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 2. С. 44-54.
5.
Галимов О.Р. Развитие диалектического мышления детей дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с физическими явлениями: дис. ... канд. психол. наук. М., МПГУ, 1992. 211 с.
6.
Веракса Н.Е. Диалектическое мышление. Уфа: Вагант, 2006. 212 с.
7.
Веракса Н.Е. Структурные особенности диалектического мышления // Филология и культура. 2013. № 3. С. 303-312.
8.
Веракса Н.Е., Зададаев С.А. Структурно-диалектический метод психологического анализа и его математическая модель // Журнал Психологического общества им. Л.С. Выготского. 2000. № 1. С. 34-43.
9.
Веракса Н.Е., Зададаев С.А., Сенюкова З.В. Циклические представления и развитие диалектической структуры мышления дошкольников // Вестник МГПУ. 2017. № 1 (39). С. 45-54.
10.
10. Веракса Н.Е., Кудрявцев В.Т. Диалектика развивающегося познания: мышление и воображение ребенка-дошкольника // Вестник РГГУ. 2014. № 20 (142). С. 37-62.
11.
11. Диалектическое обучение / под ред. И.Б. Шияна. М.: Эврика, 2005. 272 с.
12.
12. Зинурова Р.Р. Диалектическая наглядная схема как средство мышления дошкольников: дис. ... канд. психол. наук. М.: МПГУ им. В.И. Ленина, 1995. 216 с.
13.
13. Ильенков Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1984. 320 с.
14.
14. Кондакова Н.Н. Особенности понимания физического взаимодействия детьми дошкольного возраста: дис. ... канд. психол. наук. М.: МПГУ, 1996. 263 с.
15.
15. Крашенинников Е.Е., Белолуцкая А.К., Воробьева Е.В., Воробьева И.И., Горохов С.В., Шиян И.Б. Диагностика диалектического мышления: учебно-методическое пособие / отв. ред. Е.Е. Крашенинников. М.: МГПУ, 2013. С. 5-44.
16.
16. Крашенинников Е.Е. Психологические взгляды Фомы Аквинского: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. М.: МПГУ, 2002. 16 с.
17.
17. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. M.: Языки русской культуры, 1996. 464 с.
18.
18. Оруджев З.М. Формально-логическое и диалектическое противоречие. Различие структур // Диалектическое противоречие. М.: Политиздат, 1979. С. 86-87.
19.
19. Романова Е.В. Развитие представлений о цикличности событий у детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. М., МПГУ, 2000. 23 с.
20.
20. Чикирева Э.Ю. Психологические условия развития обучаемости в детском возрасте: дис. ... канд. психол. наук. М.: МПГУ, 1998. 174 с.
21.
21. Шиян И.Б. Диалектическое мышление и представление о возможностях ситуации у детей старшего дошкольного возраста // Филология и культура. 2013. № 3.
22.
С. 329-332.
23.
22. Шиян О.А., Крашенинникова Е.В. Как дети отражают процессы развития в мире? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2014. № 9. С. 36-45.
24.
23. Шиян О.А., Крашенинникова Е.В. Как развивать циклические представления у дошкольников? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2014. № 10. С. 46-55.
25.
24. Шиян О.А., Бочкина Е.В., Крашенинникова Е.В. Как развивать циклические представления у дошкольников? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2015. № 2. С. 22-33.
26.
25. Шиян О.А., Зададаев С.А., Шиян И.Б., Катаева М.К., Козлова О.А., Перфи-лова М.А., Оськина Ю.О. Понимание процессов развития как путь развития творческого мышления у дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория
27.
и практика. 2017. № 6. С. 46-57.
28.
26. Шиян О.А. Образовательный проект «Превращения»: возможности развития творческого (диалектического) мышления ребенка в детском саду // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2016. № 7. С. 58-69.
29.
27. Basseches M. The Development of Dialectical Thinking As An Approach to Integration // Integral review. 2005. № 1. P. 47-63.
30.
28. Laske O. Laske's Dialectical Thought Form Framework (DTF) as a Tool for Creating Integral Collaborations: Applying Bhaskar's Four Moments of Dialectic to Reshaping Cognitive Development as a Social Practice // Integral review. 2015. № 11. P. 72-92.
31.
29. Peng K., Nisbet R.E. Culture, Dialectics, and Reasoning. About Contradiction // American Psychologist. 1999. Vol. 54. № 9. P. 741-754.
32.
30. Riegel K.F. Dialectic operation: the final period of cognitive development // Human Development. 1973. № 16. P. 346-370.
33.
31. Shannon N. What can IDM offer the Integral Movement? Reflections on the Second ITC Conference. CA, USA, 2010.
34.
32. Sylva K., Melhuish E., Sammons P., Siraj-Blatchford I., Taggart B. The Effective Provision of Pre-School Education (EPPE Project). Technical Paper 12. London: Department for Education / Institute of Education, University of London, 2004.
35.
33. Sylva K., Melhuish E.C., Sammons P., Siraj I. and Taggart B. with Smees R., Toth K. & Welcomme W. Effective Pre-school, Primary and Secondary Education 3-16 Project (EPPSE 3-16) Students' educational and developmental outcomes at age 16 Department for Education Research Report RR354. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ioe.ac.uk/ ResearchHome/16-Influences-Students-GCSE-Attainment-Progress-RR.pdf.
36.
34. Shiyan O.A., Shiyan I.B., Bochkina E.V. Development of cyclic representations of senior preschoolers// Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2016. № 233. P. 274.