Авторы
- Будникова Светлана Петровна кандидат психологических наук, до- цент; доцент кафедры психологии и педагогики факультета психологии, ди- ректор департамента профессиональной ориентации и содействия трудоустройству выпускников Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого. E-mail: svpbu@yandex.ru
Аннотация
В статье приводятся результаты исследования кадрового потенциала в системе общего образования России в целом и Тульской области в частности. Представлен анализ зарубежных подходов, объясняющих психологические причины, влияющие на движение педагогических кадров, и факторов, побуждающих молодых педагогов сменить профессию. На основе опыта работы с молодыми педагогами — выпускниками ТГПУ им. Л.Н. Толстого проанализированы психолого-педагогические переменные и предложены пути преодоления проблем кадровой нестабильности. Методы исследования: анализ статистических данных, анкетирование, опрос.
Как ссылаться
Будникова, С. П. (2019). Психологические факторы в проблеме восполняемости учительских кадров Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», №1 (47), 30-44. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2019.47.1.03
Список литературы
1.
Будникова С.П. Представления будущих педагогов о личных и профессиональных качествах // Вестник Российского нового университета. Серия: «Человек в современном мире». 2018. № 1. С. 71-79.
2.
Индикаторы образования: 2013: статистический сборник / под ред. Г.В. Анд-рущака, Л.М. Гохберга, Н.В. Ковалевой и др.; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2013. 280 с.
3.
Индикаторы образования: 2017: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, И.О. Забатурина и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2017. 320 с.
4.
Маслинский К.А., Иванюшин В.А. Остаться учителем? Факторы, влияющие на отношение к уходу из учительской профессии // Вопросы образования. 2016. № 4.
5.
С. 18-30.
6.
Россия в цифрах. 2017: крат. стат. сб. / пред. ред. кол. А.Е. Суринов. Росстат. М., 2017. 511 с.
7.
Российские педагоги в зеркале международного сравнительного исследования педагогического корпуса (TALIS 2013) / под ред. Е. Ленской, М. Пинской; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 36 с. (Современная аналитика образования. Вып. 1).
8.
Bandura A. Self-Efficacy: Toward a Unifying Theory of Behavioral Change // Psychological Review. 1977. Vol. 84. № 2. P. 191-215.
9.
Baugh W.H., Stone J.A. Mobility and Wage Equilibration in the Educator Labor Market // Economics of Education Review. 1982. Vol. 2. № 3. P. 253-274.
10.
Canrinus E.T., Helms-Lorenz M., Beijaard D., Buitink J., Hofman A. Self-Efficacy, Job Satisfaction, Motivation and Commitment: Exploring the Relationships between Indicators of Teachers' Professional Identity // European Journal of Psychology of Education. 2012. Vol. 27. № 1. P. 115-132.
11.
10. Chan W.-Y., Lau S., Nie Y., Lim S., Hogan D. Organizational and Personal Predictors of Teacher Commitment: The Mediating Role of Teacher Efficacy and Identification with School // American Educational Research Journal. 2008. Vol. 45. № 3. P. 597-630.
12.
11. Dolton P., van der Klaauw W. The Turnover of Teachers: A Competing Risks Explanation // Review of Economics and Statistics.1999. Vol. 81. № 3. P. 543-550.
13.
12. Glickman C. D., Tamashiro R.T. A Comparison of First-Year, Fifth-Year, and Former Teachers on Efficacy, Ego Development, and Problem Solving // Psychology in the Schools. 1982. Vol. 19. № 4. P. 558-562.
14.
13. Grissmer D., Kirby S. Teacher Turnover and Teacher Quality // The Teachers
15.
College Record. 1997. Vol. 99. № 1. P. 45-56.
16.
14. Hackett R.D., Lapierre L.M., Hausdorf P.A. Understanding the Links between Work Commitment Constructs // Journal of Vocational Behavior. 2001. Vol. 58. № 3. P. 392-413.
17.
15. Harris D.N., Adams S.J. Understanding the Level and Causes of Teacher Turnover: A Comparison with Other Professions // Economics of Education Review. 2007. Vol. 26. № 3. P. 325-337.
18.
16. Hom P. W., Mitchell T.R., Lee T.W., Griffeth R.W. Reviewing Employee Turnover: Focusing on Proximal Withdrawal States and an Expanded Criterion // Psychological Bulletin. 2012. Vol. 138. № 5. P. 831-858.
19.
17. Klassen R.M., Chiu M.M. The Occupational Commitment and Intention to Quit of Practicing and Preservice Teachers: Influence of Self-Efficacy, Job Stress, and Teaching Context // Contemporary Educational Psychology. 2011. Vol. 36. № 2. P. 114-129.
20.
18. Krieg J.M. Teacher Quality and Attrition // Economics of Education Review. 2006. Vol. 25. № 1. P. 13-27.
21.
19. Liu X.S., Ramsey J. Teachers' Job Satisfaction: Analyses of the Teacher Follow-Up Survey in the United States for 2000-2001 // Teaching and Teacher Education. 2008. Vol. 24. № 5. P. 1173-1184.
22.
20. Martin T.N. Commitment Predictors of Nursing Personnel's Intent to Leave // Medical Care. 1982. Vol. 20. № 11. P. 1147-1153.
23.
21. Murnane R.J., Olsen R.J. The Effects of Salaries and Opportunity Costs on Length of Stay in Teaching: Evidence from North Carolina // Journal of Human Resources. 1990. Vol. 25. № 1. P. 106-124.
24.
22. Rots I., Aelterman A. Two Profiles of Teacher Education Graduates: A Discriminant Analysis of Teaching Commitment // European Educational Research Journal. 2008. Vol. 7. № 4. P. 523-534.
25.
23. Steel R.P., Lounsbury J.W. Turnover Process Models: Review and Synthesis of a Conceptual Literature // Human Resource Management Review. 2009. Vol. 19. № 4. P. 271-282.
26.
24. Struyven K., Vanthournout G. Teachers' Exit Decisions: An Investigation into the Reasons why Newly Qualified Teachers Fail to Enter the Teaching Profession or Why Those Who Do Enter Do not Continue Teaching // Teaching and Teacher Education. 2014. Vol. 43. P. 37-45.
27.
25. Swanson P. Second/Foreign Language Teacher Efficacy and Its Relationship to Professional Attrition // Canadian Modern Language Review. 2012. Vol. 68. № 1. P. 78-101.
28.
26. Vieluf S., Kunter M., van de Vijver F.J. Teacher Self-Efficacy in Cross-National Perspective // Teaching and Teacher Education. 2013. Vol. 35. P. 92-103.