Авторы
- Коган Борис Михайлович доктор биологических наук, профессор, почетный работник высшего образования РФ, заведующий кафедрой клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ. E-mail: boris.kogan.49@mail.ru
- Куликова Татьяна Григорьевна магистрант кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ. E-mail: dtanka@gmail.com
Аннотация
В статье приводятся результаты исследования связи нейродинамического компонента психической деятельности младших школьников с уровнем освоения ими школьных навыков. Обнаружено, что по результатам нейропсихологического обследования с оценкой дополнительных нейродинамических показателей возможно выявление двух вариантов нейродинамического дефицита, каждый из которых имеет свои специфические нейропсихологические особенности.
Как ссылаться
Коган, Б. М. & Куликова, Т. Г. (2019). Нейродинамический дефицит психической деятельности и его влияние на успешность освоения школьных навыков Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», №1 (47), 95-106. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2019.47.1.09
Список литературы
1.
Агрис А.Р., Ахутина Т.В. Регуляция активности у детей с трудностями обучения по данным нейропсихологического обследования // Национальный психологический журнал. 2014. № 4 (16). С. 64-78.
2.
Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихоло-гический подход. М.: Академия, 2015. 288 с.
3.
Глозман Ж.М., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста. М.: Артопринт, 2014. 180 с.
4.
Коган Б.М., Куликова Т.Г. Современные исследования низкого когнитивного темпа у детей: аналитический обзор // Системная психология и социология. 2018. № 2. С. 47-58.
5.
Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2018. 165 с.
6.
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии М.: Академия, 2003. 384 с.
7.
Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет / под общ. ред. Т.В. Ахутиной. М.: В. Секачев, 2017. 280 с.
8.
Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. 6-е изд. М.: Генезис, 2013. 474 с.
9.
Семенович А.В. Таланты детского мозга. Казань: Центр социально-гуманитарного образования, 2016. 184 с.
10.
10. Староверова М.С. Психологический феномен школьной неуспешности: учебно-метод. пособие. Саарбрюккен: Lambert Academic Publishing, 2016. 175 с.
11.
11. Хомская Е.Д. Нейропсихология: 4-е изд. СПб.: Питер, 2016. 496 c.
12.
12. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты: методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. Москва: Владос, 2001. 136 с.
13.
13. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. СПб.: ГП «ИМАТОН», 2001. 80 с.
14.
14. American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5). Arlington, VA: American Psychiatric Publishing, 2013. 992 p.
15.
15. Barkley R.A. Sluggish cognitive tempo (concentration deficit disorder?): current status, future directions, and a plea to change the name // Journal of Abnormal Child Psychology. 2014 Jan. Vol. 42 (1). P. 117-125.
16.
16. Becker Stephen P. "For Some Reason I Find it Hard to Work Quickly": Introduction to the Special Issue on Sluggish Cognitive Tempo // Journal of Attention Disorders. 2017. Vol. 21, Issue 8. P. 615-622.
17.
17. Becker S.P., Langberg J.M. Attention-deficit/hyperactivity disorder and sluggish cognitive tempo dimensions in relation to executive functioning in adolescents with ADHD // Child Psychiatry and Human Development. 2014. Vol. 45 (1). P. 1-11.
18.
18. Hopstaken J.F., van der Linden D., Bakker A.B., Kompier M.A.J., Leung Y.K. Shifts in attention during mental fatigue: Evidence from subjective, behavioral, physiological, and eye-tracking data // Journal of Experimental Psychology. 2016. № 42 (6). P. 878-889.
19.
19. Lee S., Burns G. L. & Becker S.P. Can sluggish cognitive tempo be distinguished from ADHD inattention in very young children? Evidence from a sample of Korean pre-school children // Journal of Attention Disorders. 21. P. 623-631.
20.
20. Reinvall O., Kujala T., Voutilainen A., Moisio A.-L., Lahti-Nuuttila P. & Laasonen M. Sluggish cognitive tempo in children and adolescents with higher functioning autism spectrum disorders: Social impairments and internalizing symptoms. // Scandinavian Journal of Psychology. 2017. № 58 (5). P. 389-399.