Авторы
- Кузьмина Татьяна Ивановна кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии и реабилитологии МГППУ. E-mail: ta-1@list.ru
Аннотация
В статье рассмотрены динамические аспекты становления Я-антиидеального у лиц юношеского и взрослого возраста с нарушением интеллекта. Представленная структура Я отвечает за формирование отрицательных прообразов в самосознании, связанных с нежеланием субъекта походить во внешнеповеденческой реализации и во внутреннем содержательном наполнении установок, стремлений, позиций на данный прообраз. При исследовании конструкта «Я-антиидеальное» посредством релевантных методик возможно его феноменологическое описание и отслеживание его динамических изменений с помощью анализа преимущественно нарративных репрезентаций.
Как ссылаться
Кузьмина, Т. И. (2020). Динамические аспекты становления Я-антиидеального у субъектов с легкой умственной отсталостью Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», №2 (52), 103-113. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2020.52.2.10
Список литературы
1.
Кузьмина Т. И. Изучение самосознания в контексте специальной психологии личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 4. С. 310-314.
2.
Кузьмина Т. И. Психологическая диагностика самосознания лиц разного возраста с интеллектуальной недостаточностью. М.: НКЦ, 2016. 192 с.
3.
Левченко И. Ю., Волковская Т. Н. Концепция системы психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии: сб. науч. тр. участников V Междунар. науч.-практ. конф. Орел, 2018. С. 35-39.
4.
Психология самосознания: хрестоматия / ред. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2003. 672 с.
5.
Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия / ред. Д. Я. Райго-родский. Самара: Бахрах-М, 2000. 656 с.
6.
Frances A. J., Widiger T. Psychiatric diagnosis: lessons from the DSM-IV past and cautions for the DSM-5 future // Annual review of clinical psychology. 2012. Vol. 8. P. 109-130.
7.
Mourad A. E. S., Adel M. E. Defining and determining intellectual disability (intellectual developmental disorder): insights from DSM-5 // International Journal of Psycho-Educational Sciences. Vol. 8. № 1 (April 2019).
8.
Newen A. Understanding others — the person model theory // Open Mind / eds. T. Metzinger, J. M. Windt. Cambridge, MA: MIT Press, 2015. P. 1049-1076.
9.
Synofzik M., Vosgerau G., Newen A. Beyond the comparator model: a multi-factorial two-step account of agency // Conscious. Cogn. 2008. № 17. P. 219-239.
10.
10. Synofzik M., Vosgerau G., Newen A. I move, therefore I am: a new theoretical framework to investigate agency and ownership // Conscious. Cogn. 2008. № 17. P. 411-424.
11.
11. Williford K., Bennequin D., Friston K., Rudrauf D. The Projective consciousness model and phenomenal Selfhood // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9 (2571).