Авторы
- Ключко Ольга Ивановна доктор философских наук, профессор обще- институтской кафедры психологии образования Института педагогики и пси- хологии образования, МГПУ. E-mail: olga_klioutchko@rambler.ru
- Сухарева Надежда Федоровна кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной и прикладной психологии Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева. ORCID: 0000-0002-6423-7440 Е-mail: nadezhda-sukhareva@yandex.ru
- Ступенко Мария Евгеньевна магистрант Института педагогики и психологии образования МГПУ. ORCID: 0000-0002-1603-1501 E-mail: mari1987-87@mail.ru
Аннотация
В статье представлено исследование гендерной идентичности младших школьников российских мегаполиса и провинции на основе полотипичной и эгалитарной моделей идентичности. Показаны общие и специфические характеристики содержания компонентов гендерной идентичности у школьников 2-х и 4-х классов. Демонстрируются разные эффекты образовательных условий мегаполиса и провинциального города, выявлено, что у школьников провинции чаще проявляется полотипичная модель во всех компонентах гендерной идентичности.
Как ссылаться
Ключко, О. И., Сухарева, Н. Ф. & Ступенко, М. Е. (2020). Гендерная идентичность младших школьников в образовательных условиях мегаполиса и провинциального города Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», №4 (54), 50-63. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2020.54.4.04
Список литературы
1.
Батлер Дж. Гендерное беспокойство // Антология гендерной теории / под ред. Е. Гаповой, А. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000. С. 317-318.
2.
Бем С. Л. Линзы тендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов: пер. с англ. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 336 с.
3.
Гендерная психология и педагогика: учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. О. И. Ключко. М.: Юрайт, 2019. 404 с.
4.
Клецина И. С., Иоффе Е. В. Гендерные нормы как социально-психологический феномен: монография. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. 144 с.
5.
Кон И. С. Три в одном: сексуальная, гендерная и семейная революции // Постклассические гендерные исследования: коллективная монография / отв. ред. Н. Х. Орлова. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2011. С. 8-32.
6.
Коротаева А. И. Динамика развития гендерной идентичности младших школьников // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 4. Т. II (Психолого-педагогические науки). С. 241-244.
7.
Мелков С. В. Идеи В. С. Мухиной о структурных звеньях самосознания как методологическая основа изучения гендерной идентичности личности // Развитие личности. 2017. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/idei-v-s-muhinoy-o-strukturnyh-zvenyah-samosoznaniya-kak-metodologicheskaya-osnova-izucheniya-gendernoy-identichnosti-lichnosti (дата обращения: 30.04.2020).
8.
Перегудина В. А. Возрастные модели гендерной идентичности // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2013. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ vozrastnye-modeli-gendernoy-identichnosti (дата обращения: 27.04.2020).
9.
Ожигова Л. Н. Психология гендерной идентичности личности. Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 2006. 290 с.
10.
10. Родштейн М. Н. К вопросу о динамике изменений гендерной идентичности // Вестн. Самарского гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогические науки. 2018. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-dinamike-izmeneniy-gendernoy-identichnosti (дата обращения: 03.06.2020).
11.
11. Сергиенко Е. А., Эйдельман Г. Н. Возрастная идентификация современной молодежи как фактор самодетерминации // Образование и саморазвитие. 2015. № 3.
12.
С. 62-72.
13.
12. Штылева Л. В., Ключко О. И. Гендерные трансформации в ментальности современных российских школьниц // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 240-255. DOI: 10.32744/pse.2019.2.18
14.
13. Castaсeda N. N., Pfeffer C. A. Gender Identities // Handbook of the Sociology of Gender. 2018. DOI: 10.1007/978-3-319-76333-0_9
15.
14. Kroger J. 'Why Is Identity Achievement So Elusive?' // Identity. 2007. 7: 4, 331-348. DOI: 10.1080/15283480701600793