Главная Выпуски 16(2)

СОЦИАЛЬНАЯ ДИСФУНКЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Психология , УДК: 316.334 DOI: 10.25688/2076-9121.2022.16.2.07

Авторы

  • Савинков Владимир Ильич доктор социологических наук, доцент
  • Мошкова Дарья Михайловна доктор юридических наук, доцент

Аннотация

В статье рассмотрены результаты социологического исследования практики дистанционного образования в экстремальных условиях (эпидемия COVID-19) самоизоляции студентов и преподавателей технических вузов. Доказывается гипотеза, что в условиях экстремальных ситуаций само по себе техническое обеспечение дистанционной коммуникации преподавателя и студента не гарантирует качество образования, так как в условиях форс-мажора самоизоляция участников учебного процесса сопровождается психическим дискомфортом, который носит длительный характер и не менее чем у четверти студентов и преподавателей может перерасти в устойчивую фобию даже после завершения самоизоляции. В этом случае интенсивное стремление ряда вузов к перманентной цифровизации образования и его полного перевода на дистанционную основу сродни лидерству в сфере торговли компьютерной техникой. Кроме того, рассредоточение участников образовательного процесса является деструктивным с позиции социализации и формирования гражданского сознания, гражданской консолидации будущей интеллигенции.

Как ссылаться

Савинков, В. И. & Мошкова, Д. М. (2022). СОЦИАЛЬНАЯ ДИСФУНКЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 16(2), 116. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.2.07
Список литературы
1. 1. Никуличева, Н. В. (2021). Педагогическая система дистанционного учебного процесса на примере вуза. Образовательные технологии, 4, 49–68.
2. 2. Нагаева, И. А. (2018). Дистанционные образовательные технологии в современном образовании. Монография. Москва; Берлин: Директ-Медиа.
3. 3. Горшков, М. К., Шереги, Ф. Э. (2020). Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований (pp. 16–41). Монография. Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН. Москва. https://doi.org/10.19181/monogr.978-5-89697-325-6.2020
4. 4. Сорокин, Питирим (2012). Человек и общество в условиях бедствий. (Сапов, В. В. (перевод с английского); с. 17–24). СПб.: Мiръ.
5. 5. Савинков, В. И., Мошкова, Д. М. (2022). Социология образования: дистанционное образование в условиях экстремальной ситуации. Монография. Москва: Известия Института педагогики и психологии образования.
6. 6. Шереги, Ф. Э., Кириллов, А. В. (2017). Труд преподавателя вуза: творчество или «выживание»? Социологические исследования, 11(403), 87–98. https://doi.org/10.78%206%208%20/%20S0132162517110101
7. 7. Кириченко, А. В., Стриханов, М. Н. (2019). WorldSkills International и его место в системе высшего образования. Высшее образование в России, 28(11), 117–125. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-11-117-125
8. 8. Ключарев, Г. А. (2020). О подготовке инженерных кадров для наукоемких производств (взгляд работодателей). Социологические исследования, 3, 51–59. https://doi.org/10.31857/S013216250008820-5
9. 9. Константиновский, Д. Л. (2020). Исследования барьеров в образовании: традиции и развитие. Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник, 5, 213–218. Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН. Москва. https://doi.org/10.19181/obrnaukru.2020
10. 10. Арефьев, А. Л., Арефьев, П. А., Дмитриев, Н. М. (2019). Стратегия России в экспорте образования. Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник, 4, 388–410. Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН. Москва. https://doi.org/10.19181/obrnaukru
11. 11. Gorshkov, M. K., Sheregi, F. E. (2018). Young people in Russia and their life plans: Present and future (pp. 861–88). Handbook of the sociology of youth in BRICS countries. Singapore: World Scientific Publishing Co. Pte Ltd. https://doi.org/10.1142/9789813148390_0042
12. 12. Sheregi, F. Savinkov, V., Baklanov, P. (2018). Prospects of interaction between universities and manufacturing companies to stimulate the development of innovative production. Espacios, 39, 36.
13. 13. Klyucharev, G. A., Tyurina, I. O., Neverov, A. V. (2017). International experience of techno-parks in the Russian context. European Research Studies Journal, 4A, 213–229.
14. 14. Sonnenschein, S., Stites, M. L., Grossman, Ju. A., Galczyk, S. H. (2022). This will likely affect his entire life: Parents’ Views of Special Education Services During COVID-19. International Journal of Educational Research, 12, 101941. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2022.101941
15. 15. Gayatri, M. (2020) The implementation of early childhood education in the time of COVID-19 pandemic: A systematic review. Humanities & Social Sciences Reviews, 8(6), 46–54. https://doi.org/10.18510/hssr.2020.866
16. 16. Bonnevie, A., Cyvin, L. J. (2022). Storyline in natural science teacher education — An approach to the coherence between theory and practice. International Journal of Educational Research Open, 3, 100104. https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2021.100104
17. 17. Choy, M. W., Yeung, A. S. (2022). Cognitive and affective academic self-concepts: Which predicts vocational education students’ career choice? International Journal of Educational Research Open, 3, 100123. https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2022.100123
18. 18. Hummelstedt, I. P., Holma, G. I. M., Sahlströmb, F. J., Harriet A.-C. Zilliacusa. (2021). Diversity as the new normal and persistent constructions of the immigrant other — Discourses on multicultural education among teacher educators. Teaching and Teacher Education, 108, 103510. https://doi.org/10.1016/j.tate.2021.103510
19. 19. Jensen, R., Ottesen, E. (2022). Unfolding teaching practices in higher education courses: Cases from school leadership programs. International Journal of Educational Research, 112, 1019019. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2021.101919.
20. 20. Adama, T. B., Metljakb, M. (2022). Experiences in distance education and practical use of ICT during the COVID-19 epidemic of Slovenian primary school music teachers with different professional experiences. Social Sciences & Humanities Open, 5, 100246. https://doi.org/10.1016/j.ssaho.2021.100246
21. 21. Villaume, S. C., Stephens, J. E., Nwafor, E. E., Umaña-Taylor, A. J., & Adam, E. K. (2021). High Parental Education Protects Against Changes in Adolescent Stress and Mood Early in the COVID-19 Pandemic. Journal of Adolescent Health, 69, 549–556. https://doi.org/10.1016/j.jadohealth.2021.06.012
22. 22. Sirpa Purtilo-Nieminen, Hanna Vuojärvi, Susanna Rivinen, Päivi Rasi. (2021). Student teachers’ narratives on learning: A case study of a course on older people’s media literacy education. Teaching and Teacher Education, 106, 103435. https://doi.org/10.1016/j.tate.2021.103432
23. 23. Gale, L., Bhushan, P., Eidnani, Sh, Graham, L., Harrison, M., L. Mc Kay-Brown, Pande, R., Shreeraman, Sh., Sivashunmugam, Ch. (2022). Overcoming barriers to inclusion in education in India: A scoping review. Social Sciences & Humanities Open, 5, 100237. https://doi.org/10.1016/j.ssaho.2021.100237
24. 24. Álvarez-Huerta, P., Muela, A., Larrea, I. (2022). Disposition toward critical thinking and creative confidence beliefs in higher education students: The mediating role of openness to diversity and challenge. Thinking Skills and Creativity, 43, 101003. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2022.101003
25. 25. Straub, R., Vilsmaier, U. (2020). Pathways to educational change revisited — controversies and advances in the German teacher education system. Teaching and Teacher Education, 96, 103140. https://doi.org/10.1016/j.tate.2020.103140
Скачать файл .pdf 597.11 кб