Авторы
- ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК АКТУАЛЬНЫЙ ЗАПРОС ВРЕМЕНИ
Аннотация
В статье обосновывается значимость гуманистической парадигмы образования с точки зрения благополучия общества в настоящем и будущем. Определяется роль гуманистической образовательной среды в развитии личности обучающегося. Изучаются основополагающие понятия современной педагогики: «среда» и «образовательная среда». Проводится анализ трактовки понятия «гуманистическая образовательная среда» в трудах отечественных исследователей. На основе анализа выявляются отличительные характеристики гуманистической образовательной среды. По отношению к социокультурной среде эта среда является открытой, гибкой, адаптирующейся к постоянно меняющимся условиям. В ней педагоги и обучающиеся выступают в качестве субъектов самопознания, саморазвития и самореализации. Создаваемые в ней возможности должны соответствовать потребностям и способностям обучающихся. Осуществляемое в среде общение имеет гуманистический характер, оно основано на взаимопонимании, сотрудничестве, уважении достоинства личности. Ещё одной характеристикой изучаемой нами среды является активизация и поддержание в ней творческой деятельности как проявление индивидуальности её субъектов. В качестве дальнейшего направления исследования поднимается вопрос об особенностях проектирования гуманистической образовательной среды в образовательных системах различного типа.
Список литературы
1.
1. Дудина, М. Н. (2010). Новая образовательная парадигма: проблемы содержания образования. Образование и наука, 2 (70), С. 3–16. URL: elibrary.ru/item.asp?ysclid=lciw2ds2do777859876&id=14341873
2.
2. Федотова, В. С. (2017). Дискурсивный анализ парадигм образования на современном этапе: становление новой парадигмы образования. Современная наука: теоретические, практические и инновационные аспекты развития. Ростов-на-Дону: ООО «Научное сотрудничество», С. 150–184. URL: elibrary.ru/item.asp?id=30020702&ysclid=lciw3m92e5777596768
3.
3. Журавлёва, О. Н. (2013). Дидактическая концепция гуманитаризации содержания современного школьного учебника: дис. ... док-ра пед. наук. СПб., 388 с.
4.
4. Слободчиков, В. И. (2004). Инновации в образовании: основания и смысл. Исследовательская работа школьников, 2, C. 5–15. URL: elibrary.ru/item.asp?id=40596003&ysclid=lciw4g1zz5409596418
5.
5. Ожегов, С. И. (2004). Словарь русского языка. М.: Мир и образование, 1198 с.
6.
6. Кондрашов, В. А., Копорулина, В. Н., Чекалов, Д. А. (2008). Новейший философский словарь. Ростов-на-Дону.: Феникс, 668 с.
7.
7. Ясвин, В. А. (2001). Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 365 с.
8.
8. Козырев, В. А. (1999). Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды педагогического университета: дис. ... док-ра пед. наук. СПб, 387 с.
9.
9. Giroux, Н.А., Penna, А. N. (1979). Social Education in the Classroom: The Dynamics of the Hidden Curriculum. Theory and Research in Social Education, 7:1, 21-42, DOI: 10.1080/00933104.1979.10506048
10.
10. Oron, J., Blasco, M. (2018). Revealing the Hidden Curriculum in Higher Education. Studies in Philosophy and Education, 37, 481–498. DOI:10.1007/s11217-018-9608-5
11.
11. Mackin, R., Baptiste, S., Niec, A., Kam, A. (2019). The Hidden Curriculum: A Good Thing?. Cureus, 11. DOI:10.7759/cureus.6305.
12.
12. Elliot, D.L., Bengtsen, S.S.E., Guccione, K., Kobayashi, S. (2020). The Hidden Curriculum in Doctoral Education. Palgrave Pivot, Cham. DOI:10.1007/978-3-030-41497-9_1
13.
13. Laine, A., Ahtee, M., Näveri, L. (202). Impact of Teacher’s Actions on Emotional Atmosphere in Mathematics Lessons in Primary School. International Journal of Science and Mathematics Education, 18, 163–181. DOI:10.1007/s10763-018-09948-x
14.
14. Suyatno, S., Mardati, A., Wantini, W., Pambudi, D., Amurdawati, G. (2019). The Impact of Teacher Values, Classroom Atmosphere, and Student-Teacher Relationship towards Student Attitude during Learning Process. International Journal of Learning, Teaching and Educational Research, 18. 54-74. DOI:10.26803/ijlter.18.8.4
15.
15. Gibson, J. (1979). The Ecological Approach to Visual Perception. Psychology Press, 316.
16.
16. Ясвин, В. А. (2019). Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М.: Народное образование, 448 с.
17.
17. Корчак, Я. (1990). Педагогическое наследие: Пер. с пол. М.: Педагогика, 267 с.
18.
18. Тарасов, С. В. (2011). Образовательная среда: понятие, структура, типология. Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина, 3, С. 133‒138. URL: elibrary.ru/item.asp?id=18935614&ysclid=lciysdcq8a679134357
19.
19. Куроленко, Е. М. (2010). Некоторые аспекты гуманистического подхода в высшем образовании. Вестник Томского гос. пед. ун-та, 12, С. 171–173. URL: elibrary.ru/item.asp?id=15519444&ysclid=lciyy1nkt272175910
20.
20. Миронов, А. В. (2009). Ценности технократизма. Вестн. РУДН. Серия: философия, 2, С. 5–12. URL: elibrary.ru/contents.asp?id=33343862&ysclid=lciz0cnx9l594140136
21.
21. Бедерханова, В. П., Демакова, И. Д., Крылова, Н. Б. (2011). Гуманистическое пространство воспитания. Народное образование, С. 242 – 250. URL: narodnoe.org/journals/narodnoe-obrazovanie/2011-2/gumanisticheskoe-prostranstvo-vospitaniya?ysclid=lciz1hgbnt477891771
22.
22. Гущина, Г. А. (2002). Гуманистическая воспитательная среда как условие адаптации к обучению студентов негосударственного колледжа: дис..кан. пед. наук. Киров, 155 с.
23.
23. Белогуров, А. Ю., Мамонтова, Э. Р. (2006). Гуманитаризация образования в стратегии формирования политкультурной воспитательной среды. Педагогический процесс: проблемы и перспективы, С. 19– 26.
24.
24. Ерофеева, М. А., Мироненкова, М. Л. (2019). Гуманитарная образовательная среда ВУЗа как фактор воспитания студентов. Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности, 3, С. 72–77. URL: elibrary.ru/item.asp?id=41800983&ysclid=lciz5j3dmz75621202
25.
25. Фирсова, С. П. (2001). Формирование гуманистически ориентированной образовательной среды в условиях дополнительного образования школьников: дис.. кан. пед. наук. Йошкар-Ола, 173 с.
26.
26. Бабошина, Е. Б. (2002). Культурологическая модель гуманистической образовательной среды. Школа, 6., С. 22–26. URL: elibrary.ru/item.asp?id=35137449&ysclid=lciz6o9vg5669675911
27.
27. Гордеев, Ю. М. (2006). Формирование эмпатической культуры студента в гуманистической образовательной среде: дис.. кан. пед. наук. Оренбург, 200 с.
28.
28. Попов, Е. Б. (2003). Гуманистическая педагогика: идеи, концепции, практика: учебное пособие, книга вторая. Оренбург: ИПК ОГУ, 156 с.
29.
29. Санкин, Л. А., Тонконогая, Е. П. (2003). Гуманистическая среда воспитания. Высшее образование в России, 6, С. 44-51. URL: elibrary.ru/contents.asp?issueid=438788&ysclid=lciz7q7uzb959472238
30.
30. Смоляр, А. И. (2002). Формирование профессионального самосознания учителя: теория и методика: монография. Самара: Изд-во СамГПУ, 368 с.
31.
31. Абульханова-Славская, К. А. (1991). Стратегия жизни. М: «Мысль», 160 с.
32.
32. Григорьева, М. В. (2010). Психологическая структура и динамика взаимодействий образовательной среды и ученика в процессе его школьной адаптации: дис. ... док-ра пед. наук. Саратов, 521 с.
33.
33. Панов, В. И. (2007). Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 352 с.
34.
34. Караковский, В. А. (2008). Воспитание для всех. М.: НИИ школьных технологий, 240 с.
35.
35. Ямбург, Е. А. (2018). Третий звонок: Практика школьного театра. М.: Бослен, 240 с.
36.
36. Ямбург, Е. А. (2021). Коронация всея Руси. Разговор, склоняющий к благоразумию. М.: Бослен, 192 с.