Главная Выпуски 17(3)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ И УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДОТ

Психология , УДК: 159.9 DOI: 10.25688/2076-9121.2023.17.3.05

Авторы

  • Ванновская Ольга Васильевна кандидат психологических наук, доцент
  • Булат Роман Евгеньевич доктор педагогических наук, доцент

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена объективной потребностью дальнейшего развития теории и практики повышения качества высшего образования с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) за счет совершенствования его психолого-педагогического сопровождения. В статье теоретически обоснованы и подтверждены результатами эмпирического исследования психологические затруднения обучающихся и сформулированы пути их преодоления. Авторами были выделены четыре группы преимуществ и недостатков цифровизации образования: организационные, технические, методические и психологические. Исследование проведено на базе Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Представленные материалы позволяют сделать вывод о противоречии между психологическими потребностями обучающихся и тем, каким образом ДОТ отвечают на эти потребности. В статье обосновано, что деятельность обучающегося при применении ДОТ по психологическим характеристикам подобна деятельности исследователя, поэтому познавательная активность в цифровой среде требует более четкой координации. Авторами обоснована необходимость разработки учебных материалов для использования в ДОТ с учетом психологических особенностей субъектов образовательной деятельности. Доказывается, что учебные планы и учебно-методические материалы должны отражать не только логику предметной области, но и психологические особенности обучающихся при освоении образовательной программы с применением ДОТ. К психологическим основаниям цифровизации авторы отнесли коммуникативные, когнитивные, мотивационные и эмоционально-волевые компоненты психики субъектов образовательного процесса, их личностные особенности и специфику межличностной коммуникации в цифровой образовательной среде. На основании проведенного исследования сформулированы практические рекомендации по оптимизации обучения с использованием ДОТ с учетом выявленных психологических оснований.

Как ссылаться

Ванновская, О. В. & Булат, Р. Е. (2023). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ И УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДОТ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 17(3), 94. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.3.05
Список литературы
1. 1. Варламова, А. И., и Манвелова, И. А. (2021). Последствия коронавируса для сферы высшего образования. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 4(58), 67–89. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2021.58.4.04
2. 2. Вачкова, С. Н., Петряева, Е. Ю., и Яшина, И. А. (2021). Влияние «Московской электронной школы» на деятельность учителя. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 4(58), 10–25. https://doi.оrg/10.25688/2076-9121.2021.58.4.01
3. 3. Киселева, Н. Ю. (2022). Дистанционное обучение в вузе: вопросы цифровой этики. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 16(2), 27–40. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.2.02
4. 4. Булат, Р. Е., Байчорова, Х. С., Лебедев, А. Ю., и Никитин, Н. А. (2022). Новационный подход к применению синхронного прокторинга на государственных аттестационных испытаниях. Современные наукоемкие технологии, 4, 143–150. https://doi.org/10.17513/snt.39123
5. 5. Лебедев, А. Ю., Никитин, Н. А., Булат, Р. Е., и Романов, Н. Н. (2021). Автоматизированный расчет регламента проведения промежуточной аттестации с применением дистанционных образовательных технологий. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2021613166. https://elibrary.ru/item.asp?id=45818993
6. 6. Вачкова, С. Н., Обыденкова, В. К., Заславский, А. А., и Кац, С. В. (2020). О причинах востребованности сценариев уроков «Московской электронной школы». Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 1 (51), 8–24. https://elibrary.ru/item.asp?id=42713909
7. 7. Калинченко, А. В. (2018). К вопросу об организации обучения студентов педагогического вуза использованию электронных образовательных ресурсов в профессиональной деятельности. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 3(45), 84–91. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36334533
8. 8. Vachkova, S. N., Petryaeva, E. Y., Tsyrenova, M. G., Shukshina, L. V., Krasheninnikova, N. A., & Leontev, M. G. (2022). Competitive Higher Education Teacher for the Digital World. Contemporary Educational Technology, 14(4), ep391. https://doi.org/10.30935/cedtech/12553
9. 9. Смагина, М. В., Мигачева, М. В., и Ивашова, В. А. (2022). Развитие дистанционного обучения в педагогическом вузе в период пандемии: проблемы и векторы совершенствования. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 16(2), 159–173. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.2.09
10. 10. Prensky, M. (2001). Digital Natives, Digital Immigrants Part 1. On the Horizon, 9, 5, 1–6. https://doi.org/10.1108/10748120110424816
11. 11. Selwyn, N. (2009). The digital native — myth and reality. ASLIB Proceedings, 61, 4, 364–379. https://doi.org/10.1108/00012530910973776
12. 12. Булат, Р. Е., Байчорова, Х. С., Лебедев, А. Ю., и Никитин, Н. А. (2022). Проблемы и перспективы дистанционных образовательных технологий в очной форме обучения. Человеческий капитал. 2(158), 42–51. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48007100
13. 13. Маклаков, А. Г, и Ванновская, О. В. (2022). Психологические проблемы цифровой трансформации системы образования и дальнейшего развития дистанционного обучения. В: Овчинникова, Т. С. (Науч. ред.). Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся разного возраста. Монография (с. 129–140). Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина. https://elibrary.ru/item.asp?id=50121487
14. 14. Комаров, Р. В. (2021). Работа педагога в дистанте: подходы к использованию цифровых инструментов. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 3(57), 56–78.
15. 15. Palmer, P. J., & Neuenschwander, D. E. (2000). The Courage to Teach: Exploring the Inner Landscape of a Teacher’s Life. American Journal of Physics 1 January, 68(1), 93–95. https://doi.org/10.1119/1.19401
16. 16. Gonzalez, L. S., & Ozuna, C. S. (2021). Troublesome knowledge: Identifying barriers to innovate for breakthroughs in learning to teach online. Online Learning, 25(3), 81–96. https://doi.org/10.24059/olj.v25i3.2641
17. 17. Ait Maalem Lahcen, R. & Mohapatra, R. (2020). Promoting proactive behavior through motivation: Required math lab hours case. International Journal of Research in Education and Science (IJRES), 6(1), 110–119. https://dx.doi.org/10.46328/ijres.v6i1.640
18. 18. Decherney, P. & Levander, C. (2020). The hottest job in higher education: Instructional designer. Inside Higher Ed. URL: https://www.insidehighered.com/digital-learning/blogs/education-time-corona/hottest-job-higher-education-instructional-designer
19. 19. Bates, A. W. (2019). Teaching in a Digital Age. Guidelines for designing teaching and learning. Creative Commons Attribution (2nd ed.). University of British Columbia.
20. 20. Матвиенко, С. В., Васильева, Е. В., Полякова, Н. Ю., и Евдокиенко, В. В. (2021). Психологические сложности, возникающие в процессе дистанционного обучения, и способы их преодоления. Образование и право, 1, 195–199. https://elibrary.ru/item.asp?id=45719958
21. 21. Степанова, Г. А., Демчук, А. В., и Арпентьева, М. Р. (2020). Психолого-педагогические проблемы цифровизации российского образования. Педагогический журнал Башкортостана, 4–5(89–90), 157–171. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44838179
22. 22. Крамаренко, Н. С., и Квашнин, А. Ю. (2017). Психологические и организационные аспекты введения цифрового образования, или как внедрение инноваций не превратить в «цифровой колхоз». Вестник Московского государственного областного университета, 4, 8. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32273889
23. 23. Логинова, С. Л. (2019). Цифровизация высшего образования: основные противоречия. В: Непрерывное образование: теория и практика реализации. Материалы II Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 22 января 2019 г. (c. 104–107). Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет. https://elibrary.ru/item.asp?id=38177025
24. 24. Топилина, И. И. (2020). Психолого-педагогические проблемы обучения студентов в условиях цифровизации образования. В: Преподаватель высшей школы в ХХI веке. Труды XVII Международной научно-практической конференции, Ростов н/Д., 05–06 июня 2020 г. (т. 17, с. 210–215). https://elibrary.ru/item.asp?id=43156328&pff=1
25. 25. Фролова, Е. В., и Рогач, О. В. (2022). Дисфункции цифровизации высшего образования (опыт пандемии COVID-19). Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 6(172), 84–107. https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.6.2265
26. 26. Степанов, С. Ю., Оржековский, П. А., Ушаков, Д. В., Рябова, И. В., Гаврилова, Е. В., Морозова, О. А., Соболевская, Т. А., Шепелева, Е. А., Валуева, Е. А., Овсянникова, В. В., Мишина, И. Б., Титов, Н. А., и Чернышева, Л. А. (2021). Цифровизация образования: психолого-педагогические и валеологические проблемы. Монография (отв. ред. С. Ю. Степанов). Москва: МГПУ. https://elibrary.ru/item.asp?id=46438000
27. 27. Ясвин, В. А. (2020). Формирование теории среды развития личности в отечественной педагогической психологии. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 17(2), 295–314. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43307575
28. 28. Алямкина, Е. А., Рибокене, Е. В., и Рыбакова, Н. А. (2020). Психолого-педагогические вызовы высшего образования в цифровом веке. Монография. Москва: Московский университет им. С. Ю. Витте. https://elibrary.ru/item.asp?id=44363692
29. 29. Булат, Р. Е., Ванновская, О. В. (2022). Проблемы и перспективы цифровой психодидактики в системе высшего образования. Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, 4, 258–278. https://elibrary.ru/item.asp?id=50089202
30. 30. Гнедых, Д. С. (2021). Тенденции и перспективы использования нейрокомпьютерных интерфейсов в образовании. Сибирский психологический журнал, 79, 108–129. https://doi.org/10.17223/17267080/79/7
31. 31. Костромина, С. Н., и Гнедых, Д. С. (2017). Тексты, схемы или комиксы: целесообразность применения различных форм электронной наглядности в преподавании психологии. Педагогика и психология образования, 1, 92–106. https://elibrary.ru/ynahbj
32. 32. Панов, В. И. (2016). Понятие «образовательная среда»: от Л. С. Выготского к психодидактике. В: Челпановские чтения 2016: диалог научных школ психологического института: Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Г. И. Челпанов. Сборник научных материалов Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 15–16 января 2016 г.): Альманах Научного архива Психологического института (вып. 8, с. 87–102). Москва: Психологический институт Российской академии образования. https://elibrary.ru/item.asp?id=28354112
33. 33. Петрова, Е. В. (2018). Цифровая дидактика: проектирование процесса обучения и его сопровождение. Современное педагогическое образование, 4, 141–144. https://elibrary.ru/item.asp?id=36827512
34. 34. Лукин, В. В., Лукин, Д. В., Лукин, Вл. В., и Чупахина, Я. В. (2023). Информационные технологии. Дидактический аспект. Воронеж: Научная книга. https://elibrary.ru/cmvvho
35. 35. Семенова, Л. М. (2019). Цифровизация в современном вузе: реалии и перспективы развития. Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика, 8, 4, 9–14. https://elibrary.ru/item.asp?id=39247219
36. 36. Стрекалова, Н. Б. (2019). Риски внедрения цифровых технологий в образование. Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология, 25, 2, 84–88. https://cyberleninka.ru/article/n/riski-vnedreniya-tsifrovyh-tehnologiy-v-obrazovanie
37. 37. Строгецкая, Е. В., Пашковский, Е. А., Казаринова, Н. В., Бетигер, И. Б., Тимофеев А. В. (2019). Опыт обучения студентов в новой цифровой парадигме образования. Дискурс, 5, 6, 91–107. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-6-91-107
Скачать файл .pdf 550.62 кб