Авторы
- Шилова Наталья Петровна кандидат психологических наук
Аннотация
В настоящей статье представлены результаты исследования, целью которого было выявить половые различия по темпоральным и содержательным характеристикам временной перспективы. Выборку исследования составили 1538 респондентов от 14 до 28 лет, из которых 610 юношей и 928 девушек. Исследование проводилось при помощи методики незаконченных предложений Ж. Нюттена. На основании исследования были сделаны следующие выводы: для временной перспективы юношей характерно использование временных промежутков «в интервале дня», «профессиональная автономия и работа», «историческое будущее» и содержательной мотивации «я сам»; для временной перспективы девушек характерно использование временных промежутков «профессиональное обучение», «открытое настоящее», «будущее» и содержательной мотивации, связанной с «другими людьми» и «объектами природы».
Как ссылаться
Шилова, Н. П. (2023). ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 17(3), 133. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.3.07
Список литературы
1.
1. Zimbardo, P. G., & Boyd, J. N. (1999) Putting time in perspective: A valid, reliable individual-differences metric. Journal of Personality and Social Psychology, 77(6), 1271–1288.
2.
2. Holman, E. A. (2015) Time perspective and social relations: A stress and coping perspective. In: Stolarski, M., Fieulaine, N., & Beek, van W. (Eds.). Time perspective theory; review, research and application (pp. 419–436). Cham, Switzerland: Springer International Publishing.
3.
3. Бухарина, А. Ю., и Толстых, Н. Н. (2019). Временная перспектива и временная компетентность как факторы учебной мотивации. Современная зарубежная психология, 8(2), 36–48. https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080204
4.
4. Толстых, Н. Н. (2009). Развитие временной компетентности как важная задача профессиональной подготовки специалистов в области финансового бизнеса. В: Психологические инновации в экономике и финансах. Материалы Международной научно-практической конференции (с. 383–386). Москва: ФА, Ларклтд.
5.
5. Нюттен, Ж. (2004). Мотивация, действие и перспектива будущего (под ред. Д. А. Леонтьева). Москва: Смысл.
6.
6. Толстых, Н. Н. (2005). Использование метода мотивационной индукции для изучения мотивации и временной перспективы будущего. Психологическая диагностика, 3, 77–94.
7.
7. Nuttin, J. (1980). Motivationét Perspective d`Avenir. Louvain: Presses Universitaire de Louvain. 288 p.
8.
8. Zimbardo, P. P., Sobol-Kwapinska, M., & Przepiorka, A. (2019). The structure of time perspective: Age-related differences in Poland. Time & Society, 28(1), 5–32. https://doi.org/10.1177/0961463X16656851
9.
9. Dąbrowska, A., Marek-Banach, J., Zimbardo, P., Łopatkiewicz, A., & Wysocka, E. (2022). Time Perspective and Experience of Depression, Stress, and Loneliness Among Adolescents in Youth Educational Centres. Przegląd Badań Edukacyjnych (Educational Studies Review), 1(36), 91–119. http://dx.doi.org/10.12775/PBE.2022.005
10.
10. Recinos, A. E. (2022). Time Perspective as Mediator of the Relationship Between Parenting and Academic Success Among Emerging Adults. A Thesis submitted to the faculty of San Francisco State University In partial fulfillment of the requirements for the Degree. Master of Arts In Psychology: Developmental Psychology. San Francisco, California. 42 p.
11.
11. Кондратьев, М. Д. (2017а). Особенности временной перспективы одаренных подростков и их сверстников. Психолого-педагогические исследования, 9(1), 106–114. https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090111
12.
12. Кондратьев, М. Д. (2017b). Социальные представления об успешности подростков с разным интрагрупповым статусом и разным уровнем интеллектуальной успешности. Социальная психология и общество, 8(2), 116–130. https://doi.org/10.17759/sps.2017080208
13.
13. Гут, Ю. Н., и Кабардов, М. К. (2019). Особенности временной перспективы личности на этапе профессионального самоопределения. Научный результат. Педагогика и психология образования, 5(3), 85–97. https://doi.org/10.18413/2313-8971-2019-5-3-0-7
14.
14. Лукина Н. Л., и Соловьева Е. А. (2019). Временная перспектива обучающихся средних профессиональных и высших образовательных учреждений. Новое в психолого-педагогических исследованиях, 3(55). 170–176.
15.
15. Dwivedi, A., & Rastogi, R. (2019). Predicting Social Well-being Using Time Perspective in Emerging Adults. Journal of Health Management, 21(4), 547–558. https://doi.org/10.1177/0972063419884416
16.
16. Kvaskova, L., & Almenara, C. A. (2021). Time perspective and career decisionmaking self-efficacy: a longitudinal examination among young adult students. Journal of career development, 48(3), 229–242. https://doi.org/10.1177/0894845319847292
17.
17. Белановская, О. В. (2004). Временная перспектива жизненных планов в юношестве. В: Проблемы социальной психологии личности. Межвузовский сборник научных статей (вып. 1, с. 78–88). Саратов: Изд-во Сарат. ун-та.
18.
18. Васильева, Н. П. (2007). Динамика юношеского возраста. Красноярск: Изд-во СФУ, Федеральное агентство по образованию, Сибирский федер. ун-т, Ин-т естественных и гуманитарных наук. 102 с.
19.
19. Lomelí, D. G., Noriega, M. de los A. M., Niño, L. C., Fonllem, C. O. T. (2018). Perspectiva Temporal de Estudiantes Universitarios Mexicanos y Colombianos. Revista Iberoamericana de Diagnstico y Evaluacion Psicologica, 1(46), 133–145.
20.
20. Шилова, Н. П. (2019). Гендерные особенности формирования временной перспективы будущего в юношеском возрасте. Психолог, 5, 66–72. https://doi.org/10.25136/2409-8701.2019.5.31066
21.
21. Катькало, К. Д., и Печеркина, А. А. (2022). Типы личностно-профессиональной самореализации студентов-психологов. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 16(4), 186. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.4.11
22.
22. Ключко, О. И. (2022) Концепция гендерной ментальности как методологическое основание гендерного подхода в социально-психологическом исследовании. Социальная психология и общество, 13(4). 13–29. https://doi.org/10.17759/sps.2022130402
23.
23. Клецина И. С. (2022). Гендерная проблематика в социальной психологии: направления исследований. Социальная психология и общество, 13(4). 5–12. https://doi.org/10.17759/ sps.2022130401
24.
24. Дежина, Т. П. (2011). К вопросу о концепте «гендер». Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права, 3, 127–134.
25.
25. Степанова, Н. В., и Наквасина, С. Н. (2017). Гендерные различия самоотношения в юношеском возрасте. Успехи современной науки, 9(3), 11–14.
26.
26. Счастная, Т. Н., и Мецлер, В. В. (2013). Особенности гендерной социализации в юношеском возрасте. Психолого-педагогические исследования, 2, 135–148. http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n2/61332.shtml (дата обращения: 08.07.2019).
27.
27. Панченко, Л. Л., и Богатырь, У. А. (2017). Психологическая зрелость выпускников вузов: гендерный аспект. Азимут научных исследований: педагогика и психология, Т. 6, 4(21), 353–357.
28.
28. Zimbardo, P. G., Keough, K. A., & Boyd, J. N. (1997). Present time perspective as a predictor of risky driving. Pers. Individ. Differ, 23, 1007–1023.
29.
29. Ely, R., & Mercurio, A. (2011). Time perspective and autobiographical memory: Individual and gender differences in experiencing time and remembering the past. Time Soc, 20, 375–400.
30.
30. D’Alessio, M., Guarino, A., De Pascalis, V., & Zimbardo, P. G. (2003). Testing Zimbardo’s Stanford Time Perspective Inventory (STPI) — Short Form. Time Soc., 12, 333–347.
31.
31. Mello, Z. R., & Worrell, F. C. (2006). The Relationship of Time Perspective to Age, Gender, and Academic Achievement among Academically Talented Adolescents. Journal Educ. Gift., 29, 271–289.
32.
32. Greene, B. A., & Debacker, T. K. (2004). Gender and Orientations Toward the Future: Links to Motivation. Educ. Psychol. Rev., 16, 91–120.
33.
33. Fuentes, A., Oyanadel, C., Zimbardo, P., González-Loyola, M., Olivera-Figueroa, L. A., & Peñate, W. (2022). Mindfulness and Balanced Time Perspective: Predictive Model of Psychological Well-Being and Gender Differences in College Students. European Journal Investigation Health Psychology and Education, 12, 306–318. https://doi.org/10.3390/ejihpe12030022
34.
34. Осипова, И. С., Никишов, С. Н., и Пронькина, Е. Г. (2017). Половые и гендерные особенности функционирования автобиографической памяти. Интернет-журнал «Мир науки», 5(5). https://mir-nauki.com/PDF/04PSMN517.pdf
35.
35. Клецина, И. С., и Иоффе, Е. В. (2019). Гендерные нормы как социально-психологический феномен. Монография. Москва: Проспект. 144 с.