Главная Выпуски 17(3)

МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ И ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Теория и практика обучения и воспитания , УДК: 316.613 DOI: 10.25688/2076-9121.2023.17.3.08

Авторы

  • Беликова Дарья Александровна

Аннотация

Статья посвящена проблеме реализации методик формирования и развития навыков самопрезентации у школьников. Актуальность темы связана с тем, что в процессе обучения в школе происходит не только получение определенных знаний, но и формирование навыков, влияющих на последующее развитие личности. Педагогическая практика современного учителя должна способствовать развитию у детей таких качеств, как способность к адекватному общению с окружающими, к творческому мышлению и самовыражению, связанных с навыками самопрезентации. Цель исследования заключается в выявлении наиболее эффективной методики развития навыков самопрезентации для каждого уровня образования в школе (начальное общее — 1–4-е классы, основное общее — 5–9-е классы, среднее общее — 10–11-е классы). Методология исследования включает в себя ряд специальных методов: обзор научной литературы по теме исследования; метод педагогического невключенного наблюдения; метод социологического исследования (мини-опрос); метод статистического анализа данных. В исследовании приняли участие 75 респондентов (три группы педагогов, работающих в 1–4-х классах, 5–9-х классах и 10–11-х классах общеобразовательной школы). В результате проведенного исследования автор пришел к следующим выводам: в реализации на практике наиболее эффективными методиками формирования и развития навыков самопрезентации школьников 1–4-х классов является коммуникативная методика, школьников 5–9-х классов — когнитивная методика, школьников 10–11-х классов — социально-адаптивная методика.

Как ссылаться

Беликова, Д. А. (2023). МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ И ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 17(3), 148. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.3.08
Список литературы
1. 1. Гаркунова, М. С. (2021). Формирование навыков самопрезентации у детей младшего школьного возраста. В: XIV Кирилло-Мефодиевские чтения. Человек в пространстве православной культуры. Межвузовский сборник научно-методических статей (с. 29–37). Ишим.
2. 2. Куликова, Т. И. (2019). Самопрезентация как характеристика социального поведения старшеклассников. Russian Journal of Education and Psychology, (4), 48.
3. 3. Белова, Н. А., и Кямкина, Ю. Ф. (2016). Методы обучения жанру самопрезентации на уроках русского языка в контексте поликультурного образования в школе. Наука и школа, (4), 118.
4. 4. Петрова, Е. А., Донцова, Д. А., и Козьяков, Р. В. (2017). Психологическая коррекция самопрезентации старших дошкольников, имеющих речевые нарушения. Современное дошкольное образование. Теория и практика, (7), 18–27.
5. 5. Baumeister, R. F. (1982). A self-presentational view of social phenomena. Psychological Bulletin, 91, 3–26.
6. 6. Belić M., & Vrcić-Amar A. (2022). Personality traits and self-presentation tactics. Psiholoska Istrazivanja, 25(2), 165–182.
7. 7. Hyung, Choi. (2022). Self‐Disclosure and Self‐Presentation. British Journal of Psychology, 72(1), 84–106.
8. 8. Paulhus, D. (2017). Self-Presentation of Personality: An Agency-Communion Framework. Routledge. 302 p.
9. 9. Roșca, М. (2022). Interpersonal communication in children of primary school age. Ricerche Di Psicologia, (6), 78–93.
10. 10. Cavalcanti, E., & Guimarães, G. (2019). Statistical variability: comprehension of children in primary school. Ensino e Aprendizagem de Estatística no Ensino fundamental, (54), 106–122.
11. 11. Cimpian, А., Hammond, M., Mazza, G., & Corry, G. (2019). Young Children’s Self-Concepts Include Representations of Abstract Traits and the Global Self. Child Development, (6), 125–129.
12. 12. Ray, R. D., & Shelton, A. L. (2019). Cognitive and Neural Development of Individuated Self-Representation in Children. Child Development, 80(4), 1232–1242.
13. 13. Edie, J. M. (2017). Self-Presentation. In book: American Phenomenology. 2nd ed. New-York.
14. 14. Zook, M., & Russotti, J. (2022). Academic Self-Presentation Strategies and Popularity in Middle School. The Journal of Early Adolescence, 33(6), 765–785.
15. 15. Črnič, T., & Brečko, N. (2021). Enhancing sociality, self-presentation, and play: a case study of digital scenarios among schoolchildren in an epidemic context. Information Communication and Society, 25(1), 63–78.
16. 16. Titchener, B. (2021). Self-Praise and Self-Presentation. Information Communication and Society, 25(1), 14–28.
17. 17. Заиграева, Н. В., и Хацкевич, Л. С. (2020). Психологические предпосылки и препятствия для самопрезентации слабовидящих школьников. Педагогический ИМИДЖ, (4), 760–772.
18. 18. Кямкина, Ю. Ф. (2018). Уровень сформированности знаний и умений по созданию текста в жанре самопрезентации у учащихся и его динамика в процессе обучения школьников жанрам самопрезентации в контексте поликультурного образования. Вестник Университета Российской академии образования, (1), 24–31.
19. 19. Feri, M., & Sutrisno, S. (2021).The Role of Parents in The Moral Education of Children of Primary School Age. POTENSIA Journal, 8(1), 49–61.
20. 20. Gonzálvez, C., Bacon, V., & Kearney, Ch. (2022). Systematic and evaluative review of school climate instruments for students, teachers, and parents. Psychology in the Schools, (3), 22–38.
Скачать файл .pdf 430.69 кб