Авторы
- Принципы организации деятельности детского развивающего центра в работе с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация
В статье сформулированы принципы организации деятельности коммерческого коррекционно-развивающего Центра по работе с семьями, воспитывающими детей с особенностями развития, внедрив которые в деятельность педагога, отдельного частного кабинета или учреждения в целом можно значительно повысить результативность проводимой реабилитационной и коррекционной работы, а также выстроить отношения доверия и сотрудничества с родителями на долгие годы.rnАктуальность данной темы обусловлена двумя факторами: ростом количества детей с задержанным и нарушенным развитием и появлением возможностей у родителей посещать частные коррекционно-развивающие центры и кабинеты на платной основе. Это приводит к необходимости организации в частных учреждениях психолого-педагогического сопровождения данной категории семей в течение дошкольного и школьного возраста ребенка. Чаще психолого-педагогическое сопровождение осуществляется в государственных учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Однако, в современном мире все чаще родители отказываются от посещения муниципальных организаций в пользу коммерческих. К частным учреждениям родители предъявляют строгие требования, что поднимает необходимость выстраивания четкой структуры и системы работы с семьей. Поэтому частным коррекционно-развивающим учреждениям важно создать условия для семей таким образом, чтобы обеспечить стабильную непрерывную работу с семьей для достижения у ребенка с особыми образовательными потребностями стойкой динамики в развитии.rnВ настоящее время в литературе нет описания принципов организации деятельности коммерческого учреждения по работе с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.rnПринципы, сформулированные в статье, разработаны и апробированы в работе специалистов Центра детской психологии и развития речи «Томатис 54» в течение шести лет и выстроены в полноценный системный и компетентностный подход. Статья будет полезна руководителям детских центров и специалистам, работающим с семьями с детьми.rn
Список литературы
1.
1. Чеснокова Людмила Валерьевна, Кузнецова Лангина Сергеевна, Лотова Любовь Михайловна, Лапина Татьяна Валерьевна, Самохвалова Марина Равильевна, Александрова Елена Александровна, Байбородова Ирина Викторовна, Трубицына Ольга Владимировна, Полозкова Ирина Борисовна, Чуракова Анна Валерьевна. "Особенности социальных контактов детей с ограниченными возможностями" Медицина: теория и практика, vol. 4, no. S, 2019, pp. 602-602.
2.
2. Chakraborti M, Gitimoghaddam M, McKellin WH, Miller AR, Collet JP. Understanding the Implications of Peer Support for Families of Children With Neurodevelopmental and Intellectual Disabilities: A Scoping Review. Front Public Health. 2021 Nov 23;9:719640. doi: 10.3389/fpubh.2021.719640. PMID: 34888278; PMCID: PMC8649771.
3.
3. Шац И. К.. "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ" Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, no. 2, 2023, pp. 100-113.
4.
4. Marston E, Cho CC, Pridham K, McPherson AC, Polfuss M. Parenting styles and dimensions in parents of children with developmental disabilities. Res Nurs Health. 2022 Oct;45(5):592-603. doi: 10.1002/nur.22250. Epub 2022 Sep 12. PMID: 36093720.
5.
5. Gur A, Hindi TN. Exploring fathers' perspectives on family-centered services for families of children with disabilities. Res Dev Disabil. 2022 May;124:104199. doi: 10.1016/j.ridd.2022.104199. Epub 2022 Feb 14. PMID: 35176723.
6.
6. Shrader MW. Promoting peace of mind: The importance of wellness in children with disabilities and their families. Dev Med Child Neurol. 2023 Sep;65(9):1132-1133. doi: 10.1111/dmcn.15661. Epub 2023 May 24. PMID: 37221990.
7.
7. Baldiwala J, Kanakia T. Using narrative therapy with children experiencing developmental disabilities and their families in India: A qualitative study. J Child Health Care. 2022 Jun;26(2):307-318. doi: 10.1177/13674935211014739. Epub 2021 Apr 29. PMID: 33913357.
8.
8. Шевцова Татьяна Станиславовна, Коровушкина Наталья Николаевна. "Синдром эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья" Проблемы современного педагогического образования, no. 59-4, 2018, pp. 477-482.
9.
9. Яковлева Марина Владимировна. "Эмпирическое исследование эмоционального выгорания педагогов инклюзивного образования" Концепт, no. S1, 2015, pp. 91-95.
10.
10. Al-Ali T, Akour MM, Al-Masri E, Mizaghobian AAH, Ghaith S. Psychological Burnout among Professionals Working with Children with Motor Disabilities. Psychol Russ. 2021 Mar 31;14(1):69-85. doi: 10.11621/pir.2021.0106. PMID: 36950320; PMCID: PMC10027010.
11.
11. Jeon HJ, Diamond L, McCartney C, Kwon KA. Early Childhood Special Education Teachers' Job Burnout and Psychological Stress. Early Educ Dev. 2022;33(8):1364-1382. doi: 10.1080/10409289.2021.1965395. Epub 2021 Aug 24. PMID: 36353579; PMCID: PMC9640182.
12.
12. Красильникова Лариса Владимировна, Лобанова Елена Юрьевна, and Сергеева Екатерина Владимировна. "ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ" Мир науки. Педагогика и психология, vol. 10, no. 6, 2022, pp. 8.
13.
13. Çalışkan Z, Evgin D, Caner N, Kaplan B, Özyurt G. Determination of burnout, life satisfaction, and stress coping styles of parents with disabled children. Perspect Psychiatr Care. 2021 Jul;57(3):1505-1514. doi: 10.1111/ppc.12746. Epub 2021 Feb 22. PMID: 33616209.
14.
14. Круглова Елена Евгеньевна. "АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ" Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика, vol. 22, no. 2, 2022, pp. 208-212.
15.
15. Čolić M, Dababnah S, Garbarino N, Betz G. Parental experiences raising children with autism spectrum disorder in Eastern Europe: a scoping review. Int J Dev Disabil. 2019 Nov 12;68(1):1-13. doi: 10.1080/20473869.2019.1688931. PMID: 35173959; PMCID: PMC8843345.
16.
16. Kiling I, Due C, Li D, Turnbull D. Perceptions of disability, environmental risk factors and available services among local leaders and parents of young children with disabilities in West Timor, Indonesia. Disabil Rehabil. 2019 Oct;41(20):2421-2432. doi: 10.1080/09638288.2018.1466924. Epub 2018 May 4. PMID: 29726738.
17.
17. Quist M, Chopp D, Wilson CM, Radesky J. Ineffective Homeschooling in a Child with a Learning Disability. J Dev Behav Pediatr. 2019 Feb/Mar;40(2):152-153. doi: 10.1097/DBP.0000000000000644. PMID: 30648985.
18.
18. Weaver MS, Anderson V, Beck J, Delaney JW, Ellis C, Fletcher S, Hammel J, Haney S, Macfadyen A, Norton B, Rickard M, Robinson JA, Sewell R, Starr L, Birge ND. Interdisciplinary care of children with trisomy 13 and 18. Am J Med Genet A. 2021 Mar;185(3):966-977. doi: 10.1002/ajmg.a.62051. Epub 2020 Dec 31. PMID: 33381915.
19.
19. Faraone SV, Banaschewski T, Coghill D, Zheng Y, Biederman J, Bellgrove MA, Newcorn JH, Gignac M, Al Saud NM, Manor I, Rohde LA, Yang L, Cortese S, Almagor D, Stein MA, Albatti TH, Aljoudi HF, Alqahtani MMJ, Asherson P, Atwoli L, Bölte S, Buitelaar JK, Crunelle CL, Daley D, Dalsgaard S, Döpfner M, Espinet S, Fitzgerald M, Franke B, Gerlach M, Haavik J, Hartman CA, Hartung CM, Hinshaw SP, Hoekstra PJ, Hollis C, Kollins SH, Sandra Kooij JJ, Kuntsi J, Larsson H, Li T, Liu J, Merzon E, Mattingly G, Mattos P, McCarthy S, Mikami AY, Molina BSG, Nigg JT, Purper-Ouakil D, Omigbodun OO, Polanczyk GV, Pollak Y, Poulton AS, Rajkumar RP, Reding A, Reif A, Rubia K, Rucklidge J, Romanos M, Ramos-Quiroga JA, Schellekens A, Scheres A, Schoeman R, Schweitzer JB, Shah H, Solanto MV, Sonuga-Barke E, Soutullo C, Steinhausen HC, Swanson JM, Thapar A, Tripp G, van de Glind G, van den Brink W, Van der Oord S, Venter A, Vitiello B, Walitza S, Wang Y. The World Federation of ADHD International Consensus Statement: 208 Evidence-based conclusions about the disorder. Neurosci Biobehav Rev. 2021 Sep;128:789-818. doi: 10.1016/j.neubiorev.2021.01.022. Epub 2021 Feb 4. PMID: 33549739; PMCID: PMC8328933.
20.
20. Jansen-van Vuuren J, Nuri RP, Nega A, Batorowicz B, Lysaght R, Aldersey HM. Family quality of life for families of children with disabilities in African contexts: a scoping review. Qual Life Res. 2022 May;31(5):1289-1307. doi: 10.1007/s11136-021-02994-z. Epub 2021 Sep 18. PMID: 34537914.
21.
21. Gruebner O, van Haasteren A, Hug A, Elayan S, Sykora M, Albanese E, Naslund J, Wolf M, Fadda M, von Rhein M. Digital Platform Uses for Help and Support Seeking of Parents With Children Affected by Disabilities: Scoping Review. J Med Internet Res. 2022 Dec 6;24(12):e37972. doi: 10.2196/37972. PMID: 36472896; PMCID: PMC9768636.
22.
22. Agyapong B, Obuobi-Donkor G, Burback L, Wei Y. Stress, Burnout, Anxiety and Depression among Teachers: A Scoping Review. Int J Environ Res Public Health. 2022 Aug 27;19(17):10706. doi: 10.3390/ijerph191710706. PMID: 36078422; PMCID: PMC9518388.
23.
23. Лежнина Ольга Николаевна. "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ" Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, no. 2 (39), 2023, pp. 165-170.
24.
24. Акулова Елена Геннадьевна. "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ" Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review, no. 3 (49), 2023, pp. 7-16.
25.
25. Hassanein EEA, Adawi TR, Johnson ES. Social support, resilience, and quality of life for families with children with intellectual disabilities. Res Dev Disabil. 2021 May;112:103910. doi: 10.1016/j.ridd.2021.103910. Epub 2021 Feb 20. PMID: 33621821.
26.
26. Форрестер С.В., Пинюгин Е.Д., and Акиров Р.С.. "СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ" Экономика и бизнес: теория и практика, no. 4-2 (98), 2023, pp. 203-206. doi:10.24412/2411-0450-2023-4-2-203-206.
27.
27. Harris, D. Working out holiday pay for staff with variable work hours . BDJ In Pract 33, 35 (2020). https://doi.org/10.1038/s41404-020-0352-5
28.
28. Lee, HE., Kim, MH., Choi, M. et al. Variability in daily or weekly working hours and self-reported mental health problems in Korea, Korean working condition survey, 2017. Arch Public Health 79, 25 (2021). https://doi.org/10.1186/s13690-021-00545-z
29.
29. Волобуева Людмила Михайловна, Ерофеева Тамара Ивановна. "«Семейный график» в детских садах: исторический опыт и проблемы современности" Современное дошкольное образование, no. 6 (96), 2019, pp. 58-69. doi:10.24411/1997-9657-2019-10059
30.
30. Ho YL, Mahirah D, Ho CZ, Thumboo J. The role of the family in health promotion: a scoping review of models and mechanisms. Health Promot Int. 2022 Dec 1;37(6):daac119. doi: 10.1093/heapro/daac119. PMID: 36398941; PMCID: PMC9673498.
31.
31. Maitre L, Julvez J, López-Vicente M, Warembourg C, Tamayo-Uria I, Philippat C, Gützkow KB, Guxens M, Andrusaityte S, Basagaña X, Casas M, de Castro M, Chatzi L, Evandt J, Gonzalez JR, Gražulevičienė R, Smastuen Haug L, Heude B, Hernandez-Ferrer C, Kampouri M, Manson D, Marquez S, McEachan R, Nieuwenhuijsen M, Robinson O, Slama R, Thomsen C, Urquiza J, Vafeidi M, Wright J, Vrijheid M. Early-life environmental exposure determinants of child behavior in Europe: A longitudinal, population-based study. Environ Int. 2021 Aug;153:106523. doi: 10.1016/j.envint.2021.106523. Epub 2021 Mar 25. PMID: 33773142; PMCID: PMC8140407.
32.
32. Касумова Банати Солт-Ахмедовна, Барахоева Жанна Мустафаевна, Арсакаева Хапта Салтмуратовна. "РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В СЕМЕЙНОЙ СРЕДЕ" Проблемы современного педагогического образования, no. 76-1, 2022, pp. 146-149.
33.
33. Перышкова С.А., Малинина М.В., Трунина А.С.. "МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ" Наука и образование, vol. 5, no. 4, 2022, pp. 176.
34.
34. Христолюбова Людмила Викторовна, Цыганкова Анна Владиславовна. "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ "ШКОЛА - СЕМЬЯ" В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" Специальное образование, no. 2 (58), 2020, pp. 103-114.
35.
35. Бурук Кристина Максимовна. "Специфика работы руководителя учреждения образования" Гуманитарный акцент, no. 3, 2018, pp. 66-73.
36.
36. Mustafa, G., Mubarak, N., Khan, J. et al. Impact of Leader-Member Exchange on Innovative Work Behavior of Information Technology Project Employees; Role of Employee Engagement and Self-Efficacy. Employ Respons Rights J 35, 581–599 (2023). https://doi.org/10.1007/s10672-022-09429-y
37.
37. Vinberg, S., Lööw, J., Jakobsson, M. et al. Do leadership behaviours, work environments and the health of managers in Sweden and outside Sweden differ?—a study of a large international mining company. Miner Econ 36, 655–666 (2023). https://doi.org/10.1007/s13563-023-00375-1
38.
38. Сардак Любовь Владимировна, and Софронов Алексей Александрович. "Взаимодействие педагога и родителей (законных представителей) обучающегося средствами мобильных и облачных технологий" Педагогическое образование в России, no. 6, 2016, pp. 91-96.
39.
39. Molinari, L., Grazia, V. A multi-informant study of school climate: student, parent, and teacher perceptions. Eur J Psychol Educ 38, 1403–1423 (2023). https://doi.org/10.1007/s10212-022-00655-4
40.
40. Smith, J., Rabba, A.S., Cong, L. et al. “They Were Saying That I Was a Typical Chinese Mum” : Chinese Parents’ Experiences of Parent-Teacher Partnerships for Their Autistic Children. J Autism Dev Disord 53, 4888–4900 (2023). https://doi.org/10.1007/s10803-022-05788-5
41.
41. Hoge E, Bickham D, Cantor J. Digital Media, Anxiety, and Depression in Children. Pediatrics. 2017 Nov;140(Suppl 2):S76-S80. doi: 10.1542/peds.2016-1758G. PMID: 29093037.
42.
42. Hollis C, Livingstone S, Sonuga-Barke E. Editorial: The role of digital technology in children and young people's mental health - a triple-edged sword? J Child Psychol Psychiatry. 2020 Aug;61(8):837-841. doi: 10.1111/jcpp.13302. Erratum in: J Child Psychol Psychiatry. 2020 Oct;61(10):1169. PMID: 32706126.
43.
43. Farquharson K, Tambyraja S. Introduction: Innovations in Treatment for Children With Speech Sound Disorders. Lang Speech Hear Serv Sch. 2022 Jul 6;53(3):627-631. doi: 10.1044/2022_LSHSS-22-00065. Epub 2022 Jun 28. PMID: 35763415.