Главная страница Архив ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Теория и практика обучения и воспитания

Авторы

  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация

В статье представлены теоретико-методологические основания использования мнемонических техник для развития лексических навыков при изучении иностранного языка. Автор систематизирует ключевые подходы в педагогике, психологии и психофизиологии к формированию лексических навыков и мнемонике. В статье кратко представлен исторический обзор основных этапов развития мнемотехники с античности до современности. Отдельно охарактеризован этап научного подхода к изучению мнемотехники. Методический аспект использования мнемотехник в учебном процессе анализируется с учетом реалий современного российского образования. При этом автор характеризует методический прием оптимального развития лексических способностей у учащегося посредством мнемотехник – подобное упражнение памяти делает ее более восприимчивой благодаря оперированию особым образом структурированным учебным материалом, установлению межпонятийных связей и категориальных взаимоотношений. Актуальность обсуждаемой проблемы обосновывается отсутствием единой системы валидных связей практических мнемонических приемов с теоретическими положениями о структуре и функционировании памяти. Целью исследования является выявление оптимальной совокупности методических условий, обусловливающих улучшение учебных результатов при использовании мнемотехник на уроках иностранного языка в старших классах.
Список литературы
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Izd. Leningradskogo universiteta, 1968.
2. Барановская Юлия Владимировна, Швайликова Ольга Евгеньевна Использование мнемотехнических приёмов в обучении иноязычной лексике // Евразийский научный журнал. 2018. №7.
3. Васильева Виктория Олеговна К вопросу о применении мнемотехнических методов как способа фасилитации формирования лексических навыков на иностранном языке // Современное педагогическое образование. 2023. Выготский Л. С. Мышление и речь. – Directmedia, 2014.
4. Тимирова Карина Дунядаровна МНЕМОТЕХНИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Вестник Московской международной академии. 2023. №1. Костенко С.В. Развитие мнемических способностей школьников при изучении иностранного языка посредством авторских компьютерных игр – 2023.
5. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М, 1968. – Т. 5152230.
6. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. — М., 1976.
7. Мамиева И. Э. Мнемотехнические приемы работы с лексикой на занятиях по русскому языку как иностранному. – 2002
8. Матюгин И., Рыбникова И. Методы развития памяти, образного мышления и воображения. — Волгоград: Эйдос, 1996.
9. Мишонкова Н.А. ИННОВАЦИОННЫЕ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ: РАСШИРЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА И УСВОЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2023. №1.
10. Панина Елена Юрьевна, Пахолкова Тамара Александровна Мнемотехника в обучении лексической стороне речи старшеклассников // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2014.
11. Ревина Е.В. Использование мнемотехники при изучении иностранного языка //Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017. С. 91-92.
12. Сергеева Е.Ю. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ «МНЕМОТЕХНИКА» В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Инновационная наука. 2021. №7.
13. Стахович А. В. Использование приёмов мнемотехники в обучении иностранным языкам //StudArctic Forum. – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Петрозаводский государственный университет», 2021. – Т. 4. – №. 24. – С. 16-23.
14. Титлин Л. И. Искусство памяти // Vox. Философский журнал. 2017. №23.
15. Тихоненко М.А., Лазинина Е.В. Мнемоника в рамках иностранного (английского) языка // Перспективы науки и образования. 2018. № 5 (35). С. 179- 186.
16. Федотова, Т. Н. Развитие связной речи через использование приемов мнемотехники / Т. Н. Федотова // Педагогическая наука и практика. – 2020. – № 4(30). – С. 86-88. – EDN MHIETC.
17. Черемошкина Л. В. Психология памяти. – 2009. Шадриков В. Д., Черемошкина Л. В. Мнемические способности: развитие и диагностика. – Общество с ограниченной ответственностью Педагогика, 1990.
18. Atkinson R. C., Shiffrin R. M., 1968. Human memory: A proposed system and its control processes. In: K. W. Sponce and J. T. Spence (eds.), The Psychology of Learning and Motivation: Advances in Research and Theory (Vol. 2), New York, Academic Press.
19. Higbee K. L. Recent research on visual mnemonics: Historical roots and educational fruits //Review of Educational Research. – 1979. – Т. 49. – №. 4. – С. 611-629.
20. Higbee, K. L. Can young children use mnemonics? Psychological Reports, 1976, 38.
21. Morris, P. Practical strategies for human learning and remembering. In M. Howe (Ed.), Adult learning: Psychological research and applications. London: Wiley & Sons. 1977.
22. Murre J. M. J., Dros J. Replication and analysis of Ebbinghaus’ forgetting curve //PloS one. – 2015. – Т. 10. – №. 7. – С. e0120644.
23. Yates F. A. Art of memory. – Routledge, 2013