Авторы
- Реморенко Игорь Михайлович доктор педагогических наук, доцент
Аннотация
При анализе образовательной политики государства особый интерес представляют сравнительные историко-педагогические исследования, поскольку
осмысление исторического опыта и его сопоставление с вызовами современности позволяют прогнозировать возможные дальнейшие решения в области развития образования. В предлагаемой статье представлены результаты сравнительного анализа образовательной политики Министерства народного просвещения в 80–90-е годы XIX века и современной российской политики в сфере образования. Ведущей целью статьи стало выделение ключевых тенденций осуществления консервативной образовательной политики на основе сопоставления законоположений и распоряжений, принятых в последней четверти XIX века при министре народного просвещения И. Д. Делянове, с нормативными документами, реализуемыми на протяжении последнего десятилетия в современной системе образования. Обращение к данным источникам позволило рассмотреть конкретные административные решения и выделить как их общие характеристики, так и некоторые отличительные особенности. Стоит заметить, что привлеченные к анализу циркуляры отражают не только политику Министерства просвещения, но и образовательную политику государственной власти в целом. Эта же тенденция весьма характерна и для современного периода. Представленные в статье материалы демонстрируют некоторые типичные черты и тенденции консервативной образовательной политики государства, а именно: усиленное внимание к воспитанию и формированию ценностей; придание большого значения формированию отношений «человек – государство – общество»; внимание к символам и традициям государства; повышенное внимание к профессиональному выбору и регулируемому рынку труда; накладывание ограничений на участие в образовательной и просветительской деятельности на некоторых из участников образовательных отношений; мобилизационный характер ряда проводимых мероприятий; патерналистский характер избранных мер. Дальнейшее увеличение групп анализируемых источников, проведение социологических исследований и привлечение международных практик администрирования поможет расширить перечень выделенных тенденций консервативной образовательной политики.
Как ссылаться
Реморенко, И. М. (2024). ОБЩИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНСЕРВАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ В ЭПОХУ АЛЕКСАНДРА III И В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 18 (1-1), 91. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2024.18.1-1.05
Список литературы
1.
1. Reimers, F. M. (Ed.). (2020). Audacious education purposes: How governments transform the goals of education systems. Springer Nature. https://doi.org/10.1007/978-3-030-41882-3
2.
2. Фрумин, И. Д., Добрякова, М. С., Баранников, К. А., и Реморенко, И. М. (2018). Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учиться сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования. М.: НИУ ВШЭ. https://ioe.hse.ru/data/2018/07/12/1151646087/2_19.pdf
3.
3. Богуславский, М. В. (2018). Ретроинновационные волны в современной российской образовательной политике. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 3(80), 215–218. https://cyberleninka.ru/article/n/retroinnovatsionnye-volny-v-sovremennoy-rossiyskoyobrazovatelnoy-politike
4.
4. Кириллов, В. В. (2022). К вопросу о терминологических и исторических подходах к оценке правительственной политики Александра III. Преподавание истории в школе, (4), 24–30. EDN IVSYYS.
5.
5. Васильева, О. Ю. (2014). Об истоках российского консерватизма. Тетради по консерватизму, (1), 28–40.
6.
6. Иванова, С. В. (2019). Интервью с министром просвещения Российской Федерации Ольгой Юрьевной Васильевой. Отечественная и зарубежная педагогика, 1(4 (61)), 7–12. https://cyberleninka.ru/article/n/intervyu-s-ministrom-prosvescheniyarossiyskoy-federatsii-olgoy-yurievnoy-vasilievoy