Авторы
- ВОЗДЕЙСТВИЕ АТТЕСТАЦИИ НА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОНЛАЙН-ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Контроль знаний является необходимым элементом педагогического пространства. При реализации дистанционного обучения возникает противоречие между прокторингом, обеспечивающим честность и соблюдение правил, и личностно-ориентированным подходом, способствующим снижению уровня тревожности студентов. В статье анализируются формы и инструменты проведения аттестации в вузах в дистанционном формате, обобщаются основные преимущества и недостатки. Исследуется отношение обучающихся к контролю в течение обучения, воздействие форм проведения аттестационных мероприятий на тревожность, стрессоустойчивость студентов и их академическую успеваемость. Обращается внимание на опыт edtech-проектов в сфере оценки качества знаний и удовлетворенности обучающихся. Представлены возможные варианты проведения аттестации с учетом акцента на благополучии личности. В результате обсуждения выявлено, что для административных сотрудников вузов и преподавателей интересны инновационные подходы, касающиеся контроля успеваемости.
Список литературы
1.
Анюшенкова О. Н. Профилактика обмана на онлайн-экзаменах с прокторингом в высшей школе / О. Н. Анюшенкова // Мир науки, культуры, образования. – 2024. – № 1(104). – С. 139–141. – DOI 10.24412/1991–5497-2024-1104-139-141.
2.
Богатырев К. А. Метрики в дистанционном обучении: CSAT, NPS, COR // II Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «История, теория и практика развития педагогических идей в свете современных тенденций образования». – 2024.
3.
Богатырев К. А. Отмена государственных экзаменов в высших учебных заведениях в период распространения коронавирусной инфекции: за и против / К. А. Богатырев // Евразийский союз ученых. – 2020. – № 5–1(74). – С. 20–22.
4.
Богатырев К. А. Психологические особенности выбора абитуриентами дистанционных программ обучения в высших учебных заведениях России / К. А. Богатырев // Актуальные проблемы психологического знания. – 2024. – № 1(66). – С. 230–244. – DOI 10.51944/20738544_2024_1_230.
5.
Васильева А. На экране должны быть видны руки студента [Электронный ресурс] // Газета «Коммерсантъ» от 04.04.2020. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4314144 (дата обращения: 17.07.2024).
6.
Данилова М. В. Проведение аттестации студентов на основе внедрения демонстрациооного экзамена с учётом требований профессиональных стандартов, стандартов Worldskills / М. В. Данилова // Научные достижения и открытия в системе профессионального образования: методические и организационные аспекты: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Чистополь, 26 мая 2017 года. – Чистополь: Издательство "Познание", 2017. – С. 76–77.
7.
Джуринский А. Н. Актуальные проблемы развития и качества высшего образования в России // Преподаватель ХХI век. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-razvitiya-i-kachestva-vysshego-obrazovaniya-v-rossii (дата обращения: 08.05.2024).
8.
Дятлова К. Д., Колпаков И. А. Педагогико-психологическая оценка студентов первого курса с целью индивидуализации их обучения // Вестник ННГУ. 2012. №4–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogiko-psihologicheskaya-otsenka-studentov-pervogo-kursa-s-tselyu-individualizatsii-ih-obucheniya (дата обращения: 20.062024).
9.
Евграфова Н. В. Создание оптимальных условий при проведении промежуточной аттестации в форме экзамена в группе обучающихся с ментальными нарушениями при реализации дистанционного обучения / Н. В. Евграфова, Е. А. Хромцова // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика : сборник статей по материалам IV Международной научно-практической конференции, Ялта, 17–19 сентября 2020 года / Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского». – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2020. – С. 189–190.
10.
Землянская Е. Н. Формирующее оценивание (оценка для обучения) образовательных достижений обучающихся [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 3. С. 50–58. DOI: 10.17759/jmfp.2016050305
11.
Ильина В. В. Рейтинговая аттестация студентов / В. В. Ильина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010. – № 11–2. – С. 32–37.
12.
Исмагилова А. Р. Роль и перспективы онлайн-обучения в современном образовании / А. Р. Исмагилова, В. С. Исмагилова, Р. Ф. Морозова // Вестник Башкирского университета. – 2019. – Т. 24, № 3. – С. 746–753. – DOI 10.33184/bulletin-bsu-2019.3.36.
13.
Карпова О. Переход в цифру: как высшее образование адаптируется под спрос на онлайн [Электронный ресурс] // Сообщения и материалы сетевого издания «РБК» [сайт]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/668f99099a79479f3c7b659a (дата обращения: 07.07.2024).
14.
Кокарева В. Ю. Психологические критерии оценивания учебной деятельности студентов в вузе: специальность 19.00.07 "Педагогическая психология": диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Кокарева Вера Юрьевна. – Москва, 2007. – 233 с.
15.
Кунина Л. Г. Интернет-тестирование как одна из форм промежуточной аттестации студентов / Л. Г. Кунина // Гуманитарные науки в современном вузе как основа межкультурного взаимодействия: Материалы международной научной конференции, Санкт-Петербург, 10 декабря 2018 года / под ред. С. И. Бугашева, А. С. Минина.. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2018. – С. 114–117.
16.
Лейбина А. В. Способы повышения эффективности онлайн-образования / А. В. Лейбина, Г. А. Шукурян // Современная зарубежная психология. – 2020. – Т. 9, № 3. – С. 21–33. – DOI 10.17759/jmfp.20200900302.
17.
Малыгин А. А. Оценивание при аттестации студентов в современном высшем образовании: цели и подходы / А. А. Малыгин // Мир университетской науки: культура, образование. – 2023. – № 9. – С. 80–94. – DOI 10.18522/2658–6983-2023-9-80-94.
18.
Мальшакова И. Л. Экзамен в условиях дистанционного обучения / И. Л. Мальшакова, Ю. А. Портнов // Психолого-педагогические исследования. – 2022. – Т. 14, № 1. – С. 63–76.
19.
Министерство науки и высшего образования РФ: [сайт]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (дата обращения: 11.07.2024). – Текст: электронный.
20.
Митяева А. М. Формы контроля знаний студентов вузов в условиях дистанционного обучения / А. М. Митяева, А. А. Ибрахим // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2021. – № 4. – С. 161–172. – DOI 10.18384/2310–7219-2021-4-161-172.
21.
Николаева В. И. Использование процедуры аттестации как метода оценки компетенций в образовательной и профессиональной среде // Территория новых возможностей. 2012. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-protsedury-attestatsii-kak-metoda-otsenki-kompetentsiy-v-obrazovatelnoy-i-professionalnoy-srede (дата обращения: 10.05.2024).
22.
Помелова Ю. 4 способа оценить знания на онлайн-курсе без проверяющих преподавателей [Электронный ресурс] // Skillbox Media от 01.04.2024. URL: https://skillbox.ru/media/education/4-sposoba-otsenit-znaniya-na-onlaynkurse-bez-proveryayushchikh-prepodavateley/ (дата обращения: 20.07.2024).
23.
Прокофьев А. В. Онлайновый прокторинг в университете (отправные точки этического анализа) / А. В. Прокофьев // Ведомости прикладной этики. – 2024. – № 1(63). – С. 38–76.
24.
Рейтинг крупнейших компаний на рынке онлайн-образования: информационный портал Smart Ranking: [сайт]. URL: https://edtechs.ru/ (дата обращения: 15.07.2024). – Текст: электронный.
25.
Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон №273-ФЗ: принят Госдумой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 11.06.2024). – Текст: электронный.
26.
Руденко С. С. Оценка качества образования в вузе // Вестник ЗабГУ. 2008. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-kachestva-obrazovaniya-v-vuze (дата обращения: 12.07.2024).
27.
Ряполова Е. И. Использование балльно-рейтинговой системы для аттестации студентов в оренбургском государственном университете / Е. И. Ряполова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Материалы Всероссийской научно-методической конференции, Оренбург, 29–31 января 2014 года. – Оренбург: ООО ИПК "Университет", 2014. – С. 2910–2912.
28.
Филиппов В. М., Савицкая Н. Присуждение учёных степеней на совести диссертационных советов // Экономика образования. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prisuzhdenie-uchyonyh-stepeney-na-sovesti-dissertatsionnyh-sovetov (дата обращения: 12.07.2024).
29.
Шмелева Е. Д. Академическое мошенничество в современных университетах: обзор теоретических подходов и результатов эмпирических исследований / Е. Д. Шмелева // Экономическая социология. – 2015. – Т. 16, № 2. – С. 55–79.
30.
Якубов А. В. Гипотетическая модель аттестации студентов в вузе / А. В. Якубов // Высшее образование сегодня. – 2021. – № 1. – С. 51–55.