Главная Выпуски 18 (2)

УРОВЕНЬ ВКЛЮЧЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ДИНАМИКИ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ВРОЖДЕННОЙ РАСЩЕЛИНОЙ ГУБЫ И/ИЛИ НЕБА В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ В СИСТЕМЕ «КОМПАС»

Специальная педагогика и специальная психология , УДК: 376.3 DOI: 10.25688/2076-9121.2024.18.2.09

Авторы

  • Мосьпан Татьяна Яковлевна

Аннотация

В статье раскрыта специфика работы с родителями при реализации сопровождения детей раннего возраста после оперативного лечения врожденной расщелины губы и/или неба; выявлены показатели включенности родителей ребенка, представленные в авторской системе «Компас», влияющие на результаты и темпы логопедической реабилитации. Были вычленены четыре группы родителей с учетом сформированности показателей включенности, проявляющиеся во взаимодействии родителя со специалистом на этапе коррекционного обучения, проведен анализ изменения этих показателей в процессе сопровождения. С учетом выявленных критериев и показателей включенности представлен перечень условий, которые следует соблюдать при организации сопровождения и проведении коррекционных занятий и обучающих консультаций для получения эффективных результатов коррекционной работы. Раскрыты формы работы с родителями при реализации логопедического сопровождения детей данной категории в зависимости от группы включенности родителей.

Как ссылаться

Мосьпан, Т. Я. (2024). УРОВЕНЬ ВКЛЮЧЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ДИНАМИКИ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ВРОЖДЕННОЙ РАСЩЕЛИНОЙ ГУБЫ И/ИЛИ НЕБА В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ В СИСТЕМЕ «КОМПАС» Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 18 (2), 145. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2024.18.2.09
Список литературы
1. 1. Чиркина, Г. В. (2004). Роль семьи в коррекции врожденных нарушений развития у детей. Альманах Института коррекционной педагогики, 8. https://alldef.ru/ru/articles/almanah-8
2. 2. Roberts, M., & Kaiser, A. P. (2011). The effectiveness of parentimplemented language interventions: A meta-analysis. American Journal of Speech-Language Pathology, 20, 180–199. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/21478280/
3. 3. Обухова, Н. В. (2013). Педагогическая поддержка родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Системная интеграция в здравоохранении, 4(22), 41–49. https://sys-int.ru/ru/journals/2013/4-22/pedagogicheskaya-podderzhkaroditeley-imeyushchih-detey-s-ogranichennymi
4. 4. Балакирева, А. С. (2014). Логопедия. Ринолалия. Учебное пособие. Москва: В. Секачев, 208 с.
5. 5. Мосьпан, Т. Я., и Гинтер, О. В (2017). Современный подход к логопедическому сопровождению детей раннего возраста с врожденной расщелиной губы и неба. Специальное образование, 1, 5–16. https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-podhod-k-logopedicheskomusoprovozhdeniyu-detey-rannego-vozrasta-s-vrozhdennoy-rasschelinoy-guby-i-nyoba
6. 6. Корнев, А. Н., и Геллер, Н. Б. (2019). Нарушения речевого развития, обусловленные анатомо-физиологическими аномалиями зубочелюстного аппарата. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: СПб ГПМУ. https://pl.spb.ru/oegallery/item.php?ID=25288
7. 7. Агаева, В. Е. (2019). Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с врожденной расщелиной губы и неба. Дефектология, 3, 50−57. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39242087
8. 8. Scherer, N. J., Kaiser, A. P., Frey, J. R., Lancaster, H. S., Lien. K, & Roberts, M. Y. (2020). Effects of a naturalistic intervention on the speech outcomes of young children with cleft palate. International Journal of Speech — Language Pathology, 5, 549–558. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/32164442/
9. 9. Обухова, Н. В., и Стянина, А. В. (2023). Роль родителей в реализации логопедического сопровождения детей раннего и младшего дошкольного возраста с нарушением речи. Специальное образование, 2(70), 106–116. https://cyberleninka.ru/article/n/rol-roditeleyv-realizatsii-logopedicheskogo-soprovozhdeniya-detey-rannego-i-mladshego-doshkolnogovozrasta-s-narusheniem-rechi
10. 10. Мосьпан, Т. Я. (2023, 26 октября). Повышение профессиональной компетентности педагогов в онлайн сопровождении родителей. В: Образование ХХI века: профессионально-педагогическое образование в условиях современных социальных и экономических потребностей российского общества и школьной практики. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием (с. 123–128). Липецк: ЛГПУ им. П. П. Семенова-Тян-Шанского, https://www.elibrary.ru/item.asp?id=56570417
11. 11. Личко, А. Е. (2009). Психопатии и акцентуации характера у подростков. Санкт-Петербург: Речь. https://djvu.online/file/L0Y5IIe9qjEXI
12. 12. Захаров, А. И. (1988). Неврозы у детей и подростков: анамнез, этиология и патогенез. Санкт-Петербург: Медицина. https://pedlib.ru/Books/3/0112/3_0112-1.shtml
13. 13. Столин, В. В., Бодалев, А. А., Соколова, Е. Т., Спиваковская, А. С., Шмелев, А. Г., Варга, А. Я., Бутенко, Г. П., Новикова, Е. В., Смехов, В. А., и Баженова, О. В. (1989). Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования (под ред. А. А. Бодалева, и В. В. Столина). Москва: Педагогика. 208 с. https://pedlib.ru/Books/3/0344/index.shtml?ysclid= lrae45 owul986457122
14. 14. Мишина, Г. А. (1998). Пути формирования сотрудничества родителей с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии. Автореф. дис. …канд. пед. наук. Москва: Институт коррекционной педагогики РАО. 18 с. http://www.dslib.net/korrekcion-pedagogika/puti-formirovanija-sotrudnichestva-roditelej-s-detmi-rannego-vozrasta-s.html
15. 15. Аксенова, Л. И. (2001). Социальная педагогика в специальном образовании. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. Москва: Академия. https://pedlib.ru/Books/7/0491/
16. 16. Эйдемиллер, Э. Г., и Юстицкис, В. В. (2008). Психология и психотерапия семьи. Санкт-Петербург: Питер. https://bookap.info/othosheniy/yustitskis_psihologiya_i_psihoterapiya_semi4_e_izdanie_2009/bypage/
17. 17. Ткачева, В. В. (2008). Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование. Москва: Книголюб. https://pedlib.ru/Books/5/0172/5-0172-1.shtml
18. 18. Архиреева, Т. В. (1990). Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста. Автореф. дис. … канд. психол. наук. Москва, 19 с. https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01000097779
19. 19. Баскина, Ю. В. (1992). Методика диагностики родительского отношения (методика «Включенного конфликта»). Автореф. дис. … канд. психол. наук. Москва. 18 с. https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_000047097/
20. 20. Гарбузов, В. И., и Фесенко, Ю. А. (2013). Неврозы у детей. Санкт-Петербург: КАРО. http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/index.php?url=/notices/index/IdNotice:345401/
21. 21. Половинкина, О. Б. (2005). Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва. 26 с. https://search.rsl.ru/ru/record/01002931615
22. 22. Югова, О.В. (2017). Специфика родительской позиции и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Вестник Череповецкого государственного университета, 2, 195–202. https://cyberleninka.ru/article/nspetsifika-roditelskoy-pozitsiii-semi-rebenka-s-ogranichennymi vozmozhnostyami-zdorovya
23. 23. Тюрина, Н. Ш. (2008). Социально-педагогические условия формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 22 с. https://search.rsl.ru/ru/record/01003449699
24. 24. Ушакова, Е. В. (2008, 10–11 апреля). Особенности родительских позиций по отношению к детям с речевыми нарушениями. В: Гайдукевич, С. Е. (Отв. ред.). Специальное образование: традиции и инновации. Материалы Международной научно-практической конференции (с. 295–298). Республика Беларусь, Минск: Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка.
25. 25. Спиваковская, A. C. (2000). Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. Москва: ЭКСМО-Пресс. https://pedlib.ru/Books/5/0127/
26. 26. Артамонова, Е. И., Екжанова, Е. А. и Зырянова, Е. В. (2002). Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (под ред. Е. Г. Силяевой). Москва: Академия. https://pedlib.ru/Books/1/0377/index.shtml
27. 27. Богданова, Т. Г., и Жилина, А. В. (2004). Психологические проблемы семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии. Специальная психология: научно-методический журнал (под ред. О. П. Королева), 1(1), 72–76. http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/index.php?url=/notices/index/IdNotice:243956/
28. 28. Карабанова, О. А. (2005). Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. Учебное пособие. Москва: Гардарики. https://gigabaza.ru/doc/74941-pall.html
29. 29. Мазурова, Н. В., и Подольская, Т. А. (2016). Психолого-педагогическая помощь родителям детей с тяжелыми нарушениями здоровья: основные направления и возможности. Национальный психологический журнал, 1(21), 70–77. https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-pomosch-roditelyam-detey-styazhelymi-narusheniyami-zdorovya-osnovnye-napravleniya-i-vozmozhnosti
30. 30. Екжанова, Е. А. (2023). Системный подход в психолого-педагогическом сопровождении на начальных этапах обучения. Учебно-методическое пособие. Москва: МГПУ. https://elibrary.ru/books.asp
31. 31. Быкова, В. И., Львова, Е. А., Лукьянов, В. И., Фуфаева, Е. В., и Семенова Ж. Б. (2014). Анализ взаимодействия «родитель – врач» в ситуации травм, приводящих к тяжелой инвалидизации детей на ранних этапах восстановления. Нейрохирургия и неврология детского возраста, 4(42), 79–88. https://elibrary.ru/contents.asp?id=34065059
32. 32. Мухамедрахимов, Р. Ж. (2003). Мать и младенец: психологическое взаимодействие. Санкт-Петербург: Речь. http://lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:19292/
Скачать файл .pdf 564.08 кб