Авторы
- Паутова Людмила Евгеньевна кандидат психологических наук
Аннотация
Актуальность статьи определяется тем, что на современном этапе цифровая образовательная среда (ЦОС) в образовательных организациях разного уровня формируется в виде развитой среды генерации учебных и профессиональных знаний, аккумуляции интеллектуальных и творческих потенциалов образовательного и профессионального сообщества. С учетом этого спецификой цифровой дидактики в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) является ее способность к балансированию интересов всех ее стейкхолдеров. Например, это субъекты организаций ДПО, прежде всего обучающихся, рынка труда, отраслевых организаций. Целью данного исследования было изучение и определение особенностей формирования цифровой образовательной среды для дополнительного профессионального образования взрослых. Были использованы методы: теоретический, логический, системного анализа, обобщения. В результате исследования были систематизированы нормативно-правовые акты по формированию ЦОС для программ ДПО, выявлены
показатели развития цифровой инфраструктуры в системе ДПО Российской Федерации за период 2020–2022 гг., определены структурно-содержательные и психолого-дидактические характеристики программ ДПО разного вида для работников мелиорации в ЦОС. Научная значимость исследования заключалась в том, что впервые были конкретизированы нормативно-правовые и дидактические особенности обеспечения ЦОС ДПО для работников мелиоративной отрасли агропромышленного комплекса Российской Федерации (АПК РФ), позволяющие выявлять отраслевые особенности и факторы развития профессионально-образовательной среды для отраслевых кадров как потенциальной возможности внедрения в мелиоративных организациях цифровых технологий и платформенных решений. Практическая значимость исследования состояла в том, что впервые были выявлены психодидактические элементы образовательного контента программ ДПО ПК в ЦОС на базе учебно-методического центра ДПО Всероссийского научно-исследовательского института систем орошения и сельхозводоснабжения «Радуга» (Коломна, Московская область), разработаны направления по его совершенствованию в ЦОС ДПО для работников мелиоративной отрасли АПК РФ. Результаты исследования целесообразно использовать в целях совершенствования процесса реализации программ ДПО для отраслевых работников. Это позволит: 1) разработать единый системный механизм нормативно-правового, методического и дидактического обеспечения ЦОС ДПО для работников мелиоративной отрасли АПК РФ; 2) своевременно выявлять тенденции профессионального развития работников в рамках программ ДПО в цифровой образовательной среде; 3) актуализировать ЦОС системы дополнительного профессионального образования для работников мелиоративных организаций.
Как ссылаться
Паутова, Л. Е. (2024). ОРГАНИЗАЦИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 18 (3), 59. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2024.18.3.04
Список литературы
1.
1. Союз ДПО (2015). Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 г. http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095
2.
2. Министерство сельского хозяйства РФ (2018, 2 марта). Стратегия развития аграрного образования РФ на период до 2030 г. http://www.bsaa.edu.ru/sveden/files/Strategiya_AO.pdf
3.
3. Замаховский, М. П., Капустина, Т. А., Ольгаренко, Г. В., Паутова, Л. Е., Тюрина, Л. М., и Угрюмова, А. А. (2020). Образовательные вызовы и драйверы кадров орошаемого земледелия РФ (под ред. Г. В. Ольгаренко, А. А. Угрюмовой). Москва: Русайнс. 198 с.
4.
4. Паутова, Л. Е. (2023). Профессиональное развитие работников мелиорации в условиях дополнительного образования. Монография. Москва: Русайнс. 158 с.
5.
5. Гришаева, О. Ю., Замаховский, М. П., Ольгаренко, Г. В., Паутова, Л. Е., и Угрюмова, А. А. (2022). Проблемы и перспективы развития цифровых технологий в мелиорации. Монография (под ред. Г. В. Ольгаренко, А. А. Угрюмовой). Москва: Русайнс. 186 с.
6.
6. Буслаева, М. Ю. (2021). Психологическая безопасность образовательной среды: условия, механизмы, риски и угрозы. Челябинск: Титул. 107 с.
7.
7. Гнатышина, Е. А., Корнеева, Н. Ю., Корнеев, Д. Н., и Уварина, Н. В. (2023). Модели обучения в цифровой образовательной среде профессиональной организации: проблемы, опыт внедрения и перспективы. Монография. Челябинск: Библиотека А. Миллера. 147 с.
8.
8. Панов, В. И. (2007). Психодидактика образовательных систем: теория и практика. Санкт-Петербург: Питер. 352 с.
9.
9. Ткаченко, Н. Н. (2018). Типология образовательных сред в современной педагогической психологии. Страховские чтения, 26, 319–324. https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2018/12/14/319-324.pdf
10.
10. Яковлева, О. В. (2020). Ценностный компонент цифровой образовательной среды в контексте профессионального воспитания будущих педагогов. Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина, 2, 257–274.
11.
11. Ясвин, В. А. (2019). Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. Москва: Народное образование. 448 с.
12.
12. Блинов, М. В., Сергеев, И. С., и Есенина Е. Ю. (2019). Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения. Москва: Перо. 98 с.
13.
13. Осмоловская, И. М. (2021). Дидактика. Учебное пособие. Москва: Институт стратегии развития образования РАО. 232 с.
14.
14. Мироненко, Е. С. (2019). Цифровая образовательная среда: понятие и структура. Социальное пространство, 4(21), 1–14. https://doi.org/10.15838/sa.2019.4.21.6
15.
15. Надточий, А. П., и Луньков, В. Ю. (2020). Формирование образовательной среды. Современное педагогическое образование, 3, 8–12.
16.
16. Саенко, О. В., и Сергеева, И. Ю. (2015). Электронная информационно-образовательная среда в системе дополнительного профессионального образования. Вестник Российской таможенной академии, 4, 132–140.
17.
17. Осмоловская, И. М., Кларин, М. В., Гудилина, С. И., и Макаров, М. И. (2021). Эффективные методы обучения в информационно-образовательной среде. Методическое пособие. Москва: Институт стратегии развития образования РАО. 118 с.
18.
18. Непрокина, И. В., Некрасова, Е. В., и Ошкина, А. А. (2020). Безопасная образовательная среда: моделирование, проектирование, диагностика. Электронное учебно-методическое пособие. Тольятти: Изд-во ТГУ.
19.
19. Новикова, Е. Ю., и Сумина, Г. А. (2022). Цифровая образовательная среда: особенности, отличия, новизна. Методические рекомендации. Саратов. 10 с.
20.
20. Сорокова, М. Г., Одинцова, М. А., и Радчикова, М. П. (2021). Шкала оценки цифровой образовательной среды (ЦОС) университета. Психологическая наука и образование, 26(2), 52–65. https://doi.org/10.17759/pse.2021260205
21.
21. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (2023, 1 марта). Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/
22.
22. Информационно-методический центр Фрунзенского района Санкт-Петербурга (2018, 7 декабря). Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда». https://edu-frn.spb.ru/files/iiMBxQ4cNH1BCsaWn2WqDgFinWeU3rVYpmO6sd33.pdf
23.
23. Официальный интернет-портал правовой информации (2020, 21 июля). Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012
24.
24. Министерство внутренних дел РФ (2018, 7 мая). Указ Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года». https://mvd.consultant.ru/documents/1056500
25.
25. Министерство науки и высшего образования РФ (2023). Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам. https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/added/
26.
26. Министерство сельского хозяйства РФ (2019). Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство» https://mcx.gov.ru/upload/iblock/900/900863fae06c026826a9ee43e124d058.pdf